Найти тему
Military Wolf

Авиация Советского Союза после военного периода. Самолеты МиГ

Оглавление

Советские истребители и бомбардировщики представляли для НАТО серьезную угрозу. На 1980 год авиация CCCР была самой большой в мире, она состояла из нескольких видов: военно-воздушных сил (ВВС) и сил противовоздушной обороны (ПВО), в совокупности могла собрать 10 000 самолетов.

Также в советский период были Военно-воздушные силы Военно-морского флота СССР (ВВС ВМФ СССР). Условно делились на несколько подтипов:

  • дальняя авиации - на оснащении которой стояли тяжелые бомбардировщики-ракетоносцы.
  • фронтовая авиация - обеспечивающая ближнюю воздушную поддержку, перехват и противовоздушную оборону.
  • военно-транспортная авиация - выполняла задачи логистики: переброска грузов, перевозка личного состава ВМФ и десантирование морской пехоты.

Перед ПВО стояла задача сбивать американские стратегические бомбардировщики и их разведывательные самолеты. В конечном итоге все истребители-перехватчики были переданы в состав ВВС, а войска ПВО оставили у себя только зенитно-ракетные комплексы.

До распада Советского Союза, ВВС Московского военного округа насчитывало: 3 530 истребителей, 2 135 штурмовиков, более 1000 разведывательных самолетов, 620 транспортных самолетов, более 400 бомбардировщиков и 2 400 истребителей-перехватчиков.

Когда «холодная война» начала набирать обороты, Советский Союз стремился быстро разработать турбореактивный истребитель. Конструкторские бюро Микояна-Гуревича и Сухого оказались втянутыми в гонку вооружений, когда разгорелся конфликт сначала в Корее, а потом и во Вьетнаме.

Первоначальные попытки в создании истребителей МиГ-9 и Ла-15 с маломощными двигателями на основе немецких разработок из трофейной документации, оказались совершенно неудовлетворительными. Хотя МиГ-9 (известный в НАТО как «Fargo») все же поступил на вооружение, но быстро был заменен на МиГ-15. В последствии Кремлю очень помогла помощь Великобритании, которая поставила техническую документацию и образцы своего последнего и самого мощного турбореактивного двигателя Rolls-Royce Nene, на его основе был разработан первый серийный советский турбореактивный двигатель ВК-1 (РД-45), который устанавливался на МиГ-15 и тактический бомбардировщик Ил-28.

МиГ-15

Москва, опираясь на опыт эксплуатации весьма несовершенного МиГ-9, впервые подняла в воздух значительно улучшенный МиГ-15 в конце 1948 года, а в следующем году он был принят на вооружение. В НАТО он получил обозначение «Fagot», сохранив кодовые названия с префиксом "F", которым начали обозначать предыдущую модель. Этот самолет стал предвестником удивительно успешной тенденции среди последующих советских истребителей МиГ и штурмовиков Сухого. Он был вооружен 23-мм и 37-мм пушками, чтобы атаковать американские стратегические бомбардировщики B-29 «Superfortress».

ВВС США заполучили МиГ-15бис в 1953 году, когда северокорейский летчик перешел на сторону Юга, а его самолет приземлился на авиабазе Кимпо под Сеулом.

На приобретение самолетов МиГ-15 быстро нашлось немало желающих, а Китай получил усовершенствованный МиГ-15бис в 1950 году. Во время Корейской войны, эти самолеты получили боевое крещение и впервые в истории приняли участие в воздушных боях реактивной авиации. Возможности МиГ-15 стали тревожным звоночком для Запада и высветили угрозу, исходящую от советских истребителей. Западная разведка была не менее встревожена, когда было подтверждено, что советские МиГ-15 действительно сбили американский бомбардировщик B-29 над Кореей.

МиГ-17 (код. НАТО «Fresco»)

МиГ-17 стал дальнейшим развитием развитием МиГ-15. Одноместный истребитель впервые поднялся в воздух в начале 1950-х годов, а три года спустя поступил на вооружение в качестве перехватчика. Первоначально на нем использовался тот же двигатель Климова ВК-1, что и на МиГ-15, но вскоре он был заменен на ВК-1Ф, который обеспечивал большую тягу.

Также изначально МиГ-17 имел аналогичное вооружение, что и МиГ-15 (одна 37-мм пушка и пара 23-мм пушек Нудельмана - Рихтера), но впоследствии пушечное вооружение заменили на три 23-мм пушки; самолет также мог нести до четырех ракет К-5 ( первая управляемая ракета класса «воздух-воздух» с радиокомандной системой наведения ).

Вид снизу на МиГ-17Ф ВВС Египта / источник https://clck.ru/33YDiV
Вид снизу на МиГ-17Ф ВВС Египта / источник https://clck.ru/33YDiV

Как и его предшественник, МиГ-17 широко экспортировался и производился за рубежом: Чехословакия выпускала самолет под обозначением S-104, Польша как LIM-5 и LIM-5P, Китай как Shenyang J-5. Несмотря на то, что к началу войны во Вьетнаме он считался устаревшим, ВВС Северного Вьетнама использовали его с переменным успехом против ВВС США и Южного Вьетнама. Египет приобрел две эскадрильи МиГ-15бис и МиГ-17 у Чехословакии (с одобрения Москвы), за год до начала «Суэцкой войны» 1956 года.

Источник https://clck.ru/33YDjn
Источник https://clck.ru/33YDjn
МиГ-17ПФ: Перехватчики МиГ-17 заметно отличались от своих предшественников наплывом в верхней губе воздухоприёмника, где располагалась одна из антенн РЛС «Изумруд»

МиГ-19 (код. НАТО «Farmer»)

Если МиГ-17 был околозвуковым однодвигательным истребителем, то МиГ-19 стал первым советским двухдвигательным самолетом, способным развить сверхзвуковую скорость сразу же после отрыва от земли. Многоцелевой истребитель разрабатывался в нескольких вариациях: всепогодный перехватчик, штурмовик и разведчик.

Для ВВС стран Варшавского договора были построены МиГ-19С в качестве дневного истребителя-штурмовика и МиГ-19П - всепогодного перехватчика с радаром. Стандартное вооружение состояло из трех 30-мм пушек, под крылом имелось четыре пилона, на которых могли размещаться два топливных бака и две 250-кг бомбы. Вариант МиГ-19ПМ не имел пушечного вооружения, полагаясь только на четыре ракеты класса «воздух-воздух» К-5 (РС-1У) с радиолокационным наведением. К концу 1950-х годов, когда европейское производство было свернуто, Китай получил лицензию и стал производить МиГ-19 под названием J-6.

Истребитель поступил на вооружение в 1955 году, участвовал в боевых действиях во время войны во Вьетнаме и в арабо-израильских войнах. ВВС Восточной Германии использовали его для перехвата западных самолетов-разведчиков.

Источник https://clck.ru/33YDnr
Источник https://clck.ru/33YDnr
МиГ-19ПМ несущий четыре ракеты класса "воздух-воздух" К-5 (РС-1У)

МиГ-21 (код. НАТО «Fishbed»)

МиГ-21 был первым успешным советским самолетом, сочетающим в себе характеристики истребителя и перехватчика. Наряду с более поздним МиГ-29 он остается одним из самых знаковых истребителей за весь период второй половины ХХ-века. Он олицетворял советскую воздушную мощь в первые годы «холодной войны», так же, как МиГ-29 олицетворял её в последние годы.

МиГ-21 имеет несколько рекордов, которые ставят его на голову выше своих отечественных аналогов. Это самый массовый сверхзвуковой самолет в истории авиации и самый массовый боевой самолет со времен Корейской войны. МиГ-21 также имел самый продолжительный производственный цикл среди всех военных самолетов.

Легкий истребитель, он развивал скорость 2 Маха с относительно маломощным турбореактивным двигателем с форсажной камерой и был сравним с американскими истребителями Lockheed F-104 Starfighter, Northrop F-5 Freedom Fighter и французским Dassault Mirage III. Схожая компоновка применялась во многих советских разработках. В число самолетов с треугольным крылом входили: экспериментальный прототип Е-150 и И-75 от ОКБ-155 (МиГ), а также перехватчик Су-9 и успешный серийный фронтовой истребитель Су-7.

МиГ-21 / Источник https://clck.ru/33YDxF
МиГ-21 / Источник https://clck.ru/33YDxF

МиГ-21 впервые поступил на вооружение в конце 1950-х годов, вооруженный двумя пушками и двумя небольшими ракетами. Первоначальные модели имели ограниченный запас топлива, что негативно сказывалось на продолжительности боевого применения, так-как центр тяжести в самолёте смещался назад по мере опустошения топливных баков. В течение следующей четверти века он стал самым массовым истребителем в мире, было выпущено около 15 000 самолетов в 15-ти основных модификациях и более 100 второстепенных.

МиГ-21бис, известный в НАТО как «Fishbed-N», был вооружен 23-мм двуствольной пушкой ГШ-23 с боекомплектом 200 снарядов, а на четырех подкрыльевых пилонах могли размещаться две 250-кг бомбы и другие боеприпасы или четыре ракеты класса "воздух-воздух" малой дальности K-13/Р-13. Этот самолет развивал скорость 2 285 км/ч или 2,15 Маха, а дальность полета составляла 1 100 км. Также он оказался очень удачным для экспорта и принимал участие в многочисленных региональных конфликтах.

МиГ-21, поставленные в ВВС Индии, сыграли ограниченную роль в индо-пакистанской войне 1965 года. Положительные отзывы лётчиков побудили Индию заказать больше машин, инвестировать в создание инфраструктуры для МиГ-21 и в программу обучения персонала. Всего 194 МиГ-21Ф-13 были построены по лицензии в Чехословакии, а индийская компания Hindustan Aeronautics Ltd построила 657 МиГ-21ФЛ, МиГ-21М и МиГ-21бис.

Источник https://clck.ru/33YDv8
Источник https://clck.ru/33YDv8
МиГ-21 ВВС США, использовался как самолет противника для обучения американских летчиков. Всего таких машин у США было 12 единиц.

МиГ-23 (код. НАТО «Flogger» в переводе с англ. «Бичеватель»)

МиГ-23 с крылом изменяемой стреловидности разрабатывался как многоцелевой всепогодный истребитель, но он также имел второстепенное назначение, выполняя роль ударного или разведывательного самолета. По сути, предполагалось создать тактический истребитель с увеличенной дальностью полета и полезной нагрузкой. Установленное на фюзеляже шасси большого диаметра позволяло эксплуатировать машину с грунта. Самолет также имел в носовой части мощную РЛС «Сапфир-23», из-за чего был создан новый способ размещения воздухозаборников с однодвительной схемой. Как истребитель он был признан недостаточно эффективным и значительно уступал своему основному конкуренту - американскому F-4 Phantom II.

МиГ-23 / Источник https://clck.ru/33YE3W
МиГ-23 / Источник https://clck.ru/33YE3W

Первым ударным вариантом стал МиГ-27, который отличался переделанной передней частью фюзеляжа. Этот вариант не имел РЛС для наведения ракет класса «воздух-воздух», а вместо него был установлен прицельно-навигационный комплекс, в который входили навигационные средства, визир, лазерный дальномер и прочие датчики для атак наземных целей. Форма носовой части заметно изменилась. Первая версия МиГ-27 «Flogger D» поступила на вооружение в 1974 году, а производство трех основных версий продолжалось в течение десяти лет.

МиГ-27 / Источник https://clck.ru/33YE44
МиГ-27 / Источник https://clck.ru/33YE44

Окончательным ударным вариантом стал МиГ-27М «Flogger-J», который впервые был идентифицирован в 1981 году. Вооружение могло включать:

  • управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-66 и Х-23 с дальностью порядка 10 км.
  • ракета класса «воздух - земля» Х-29 малого радиуса действия, предназначенная для уничтожения укрепленных целей, таких как железобетонные сооружения, мосты , бетонные взлетно-посадочные полосы , корабли водоизмещением до 10 000 тонн и подводные лодки в надводном положении.
  • управляемая ракета ближнего боя класса «воздух-воздух» Р-60
  • бомбы ФАБ-500 или бетонобойные авиационные бомбы БЕТАБ-500.

МиГ-25 (код. НАТО « Foxbat» с англ. «Летучая лисица»)

МиГ-25 изначально разрабатывался для перехвата американского бомбардировщика ХB-70 Valkyrie способного развивать скорость в 3 Маха, но который так и не поступил на вооружение. Тем не менее советский перехватчик способный развивать невероятную скорость - 3 000 км/ч все таки создали.

ХB-70 «Валькирия» / Источник https://clck.ru/33YEGX
ХB-70 «Валькирия» / Источник https://clck.ru/33YEGX

МиГ-25 представляет собой двухмоторный высокоплан с трапециевидным крылом, боковыми воздухозаборниками, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением. Возможность развивать гиперзвуковую скорость - придется принести в жертву маневренность. Как и МиГ-23, он был вооружен четырьмя ракетами класса «воздух-воздух». МиГ-25 впервые поступил в эксплуатацию в 1970 году и побудил к усовершенствованию американского F-15 «Eagle», потому что западная разведка изначально думала, что «Foxbat» был истребителем а не перехватчиком.

В 1976 году советский летчик совершил побег на своем МиГ-25П в Японию, он передал самолет с секретным бортовым электронным оборудованием. Взамен получил политическое убежище в США, а позже - американское гражданство.

К моменту окончания производства в 1984 году было построено около 1 200 самолетов МиГ-25. Из-за своей скорости он использовался для разведывательных миссий египетскими ВВС (частенько машиной управляли советские летчики) в 1970-х годах, а иракцы с некоторым успехом эксплуатировали МиГ-25 во время ирано-иракской войны. Улучшенная версия МиГ-25, известная как МиГ-31 «Foxhound», был представлен в 1981 году; у него было два члена экипажа, в том числе специальный офицер по вооружению. Это был единственный самолет, способный перехватить американский стратегический разведывательный самолет SR-71 Blackbird.

SR-71 Blackbird / Источник https://clck.ru/33YEJJ
SR-71 Blackbird / Источник https://clck.ru/33YEJJ

МиГ-29 (код. НАТО «Fulcrum» с англ. «Точка опоры»)

Поступил на вооружение в 1983 году как многоцелевой истребитель для завоевания превосходства в воздухе, но около трех лет не представлялся общественным СМИ. Изначально его задачей было противодействие американским F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon.

МиГ-29 / Источник https://clck.ru/33YELH
МиГ-29 / Источник https://clck.ru/33YELH

МиГ-29 имеет большое кол-во модификаций, но основными являются: МиГ-29М многофункциональный истребитель поколения «4+» и корабельный вариант МиГ-29К. Самолет несет ракетное вооружение класса «воздух-воздух» и неуправляемые бомбы, но также способен вести воздушный бой с 30-мм пушкой в корневой части левого крыла. МиГ-29 широко экспортировался, в частности, в Восточную Германию, Индию, Ирак, Польшу и Югославию. Иракские МиГ-29 участвовали в боевых действиях на более поздних этапах ирано-иракской войны.

Источник https://clck.ru/33YEMM
Источник https://clck.ru/33YEMM

Наряду с МиГ-21 МиГ-29 стал одним из самых знаковых советских истребителей времен «холодной войны».

Продолжение следует...