Я много писала о подводной съемке. И если мои статьи об аквафотосессиях для журналов в основном были направлены на моделей, то здесь я делаю больший акцент на фотографов.
Кстати, интересный момент! Когда около месяца назад я решила вести этот блог, думала, что и он будет направлен в основном на тех, кто хотел бы попробовать себя в роли модели. Но всё развернулось так, как я не ожидала. Меня начали читать фотографы:) И я бесконечно этому рада! Несмотря на мой огромный опыт, я не вижу в себе уверенности и права учить своих коллег, но если мои советы полезны, то для меня это большая победа и я благодарна каждому фотографу, который читает меня и комментирует.
Так вот. Что я замечаю.
Несмотря на то, что съемка в воде это невероятно интересный процесс, дающий возможность проявить весь свой творческий потенциал, не многие фотографы решаются работать в этой сфере.
Сегодня я опишу все трудности, которые предполагает этот вид съемки. И если вам будет интересно, каждый процесс я буду подробно описывать в своих следующих статьях.
Получается, что как бы это не было ответственно, буду пытаться всё-таки обучать:))
Сложный свет.
Дело в том, что сами по себе световые схемы не сложные. Более того, свет как правило используется не импульсный, а постоянный.
Сложность света проявляется в следующем. Единственная трудная задача у модели это сохранять естественность под водой. Физически сложно под водой держать мимику, сохранять естественные красивые позы, хоть они и самые примитивные.
При этом свет, как его не крути, будет находиться сверху. Над водой. Поэтому фотографу необходимо ловить не только удачные ракурсы модели, но и ловить свет.
Модель чуть отвернула лицо от источника света и оно уже «проваливается» в тень. Если в обычной студии модели легко позировать с учетом источников света, она просто слушается фотографа и делает то, что он советует, то под водой это просто невероятно сложно держать под контролем.
Поэтому «в корзину» иногда идут просто прекрасные кадры испорченные неудачным освещением.
В идеале лицо хотябы в пол оборота должно быть направлено на источник света.
Но решается этот вопрос только одним способом. Фотограф делает много дублей, модель ныряет-позирует-снова ныряет. Пробуют, стараются и модель и фотограф:)
Цветовая коррекция
Это тоже процесс не из легких в жанре подводной съемки. Исходники (почему я их не люблю отдавать) получаются с «грязным» цветом. И все фотографы ругаются на этот цвет, который выходит из камеры.
Цветокоррекция воды одна из самых сложных для меня задач в обработке подводной съемки. А если учитывать еще и то, что снимаем мы через толстое стекло, на открытой диафрагме и с немного «задранным» ISO, то можете себе представить этот «грязно синий» в результате:)
Иногда в обработке мне легче вообще заменить процентов на 60 весь фон, чем ретушировать его и править цвет.
И второй момент - цвет кожи, который тоже необходимо править.
Съемка модели
Как я уже сказала, модели ни чуть не легче, а физически гораздо сложнее, чем фотографу. Но это единственная сложность, которая преодолевается как правило через 15-20 минут после начала фотосессии. Нет, физически всё равно это очень тяжело, но модель уже привыкает, понимает, как себя вести и старается отрабатывать именно те позы, которые нужно.
Для фотографа же необходимо не просто сделать фотографии, нужно поймать легкость, грацию, красоту.
При этом постоянно что-то не так:) То волосы неудачно легли, то рука закрыла лицо или дала ненужную тень, то платье закрыло кадр, то ноги не так, то руки….то есть нужно делать очень много кадров, чтобы получить пару удачных. Это норма.
Не нужно сразу паниковать и думать, что съемка провалена. К концу фотосессии у вас всё равно получится достаточное количество кадров для обработки.
Но клиенту не стоит обещать такое же количество, которое вы обычно отдаете со съемок в студии. У меня на час подводной съемки стандарт 10 кадров. Если получается больше, то это прекрасный бонус и фотографу, и модели.
Обработка. Художественная ретушь.
Вот тут скажу одно. Если вы не используете фотошоп и только корректируете в редакторах типа Lightroom или Camera Raw, то вам будет очень сложно. Дело в том, что если цвето и свето коррекцию можно сделать в этих редакторах, то платье вы в них не дорисуете, не спрячете то, что иногда приходятся прятать. Я даже не говорю про какие-то технически сложные работы в стиле фотоарт.
Бассейн не глубокий. Всего 1 метр 60 см. То есть эффект глубины можно придать только коллажированием. На исходниках почти всегда модель как бы приседает. Это тоже здорово, но хочется больше разнообразных кадров.
Платье, которое невероятно красиво ведет себя под водой, где каждый кадр - разные изгибы, волны, тоже часто приходится брать из разных фотографий.
Волосы. Иногда я вижу перед собой прекрасный кадр для обработки, но волосы лежат не так красиво, как хотелось бы. А на втором, неудачном кадре как раз волосы получились очень красиво. Я совмещаю эти кадры, волосы из одного, кусочки платья и тканей из другого кадра.
Стенки бассейна. Этот процесс ретуши, пожалуй, самый легкий. Тут достаточно кропотливо поработать штампом, но это тоже необходимо делать качественно.
Скажу честно, я не стала бы браться за этот вид съемки не считая фотошоп своим главным помощником:) Но всё, что я описала выше освоить вполне возможно. Это чисто техническая работа. Без специальных плагинов, знаний каких-то особенных инструментов и методик.
Что нужно уметь:
качественно вырезать вручную и обрабатывать край в зависимости от резкости на краях изображения и работать с таким инструментом, как исправление перспективы, чтобы присоединять «кусочки» к основной фотографии.
А вся художественность снимка идет не от технических манипуляций, а от самой фотографии, которую мы уже сняли под водой. То есть мы только улучшаем, доводим до идеала, добавляем того, что просит глаз.
Спасибо за интерес к статье. Пишите в комментариях, если хотите, чтобы я подробно рассказывала о каких-либо процессах. Пока еще не очень чувствую аудиторию и не хочу грузить не нужной информацией своих дорогих подписчиков:)