Найти тему
FinBuilding

Инвестиционный портфель под Северный морской путь.

Оглавление

Мне часто задают вопросы про российский "блудняк" - акции второго и третьего эшелона. Странно, что эти вопросы задают именно мне - долгосрочному инвестору с редкими и легкими приступами спекулятивного настроения, ведь эта история в глобальном смысле всегда связана с жадностью и спекулятивным мышлением, близким к уровню игры в казино.

Недавний "pump and dump" в третьем эшелоне на российском рынке вызвал новую волну интереса, особенно у тех, кто этого не видел прежде (лично я наблюдал похожую историю 4-5 лет назад, активно подогреваемую Telegram-каналами - история закончилась плохо для многих).

И все же, я не писал бы эту заметку, если бы за фонтанирующими котировками не было фундаментальной основы. Так что предлагаю посмотреть за пределы первого и второго эшелона с позиции долгосрочного инвестора.

Предисловие

Начну с того, что я сам решил составить еще один небольшой портфель, не более 4-5% к своему основному фондовому портфелю. Назвал его "Русский блудняк".

Но все же отмечу ряд факторов:

  • Во-первых, идея эта у меня зародилась еще в прошлом, 2022 году, с первыми упоминаниями о предстоящем освоении Северного морского пути. То есть само решение сформировалось и вызревало до "pump and dump 2023" в 3 эшелоне.

Таким образом, случившийся взрывной рост в котировках многих компаний из-за рыночных манипуляций является лично для меня проблемой. А потому...

  • Во-вторых, я собираюсь заниматься формированием этого портфеля какое-то продолжительное время.

Без жертвы нет и манипулятора, то есть того, кем манипулируют ради достижения своих корыстных целей. Было бы странно, если бы я принимал участие в чужих играх на таком низком уровне (мы все играем в чужие игры, вопрос того, на каком уровне игра ведется и насколько честны ее участники).

Подытоживая вводное слово, я не рекомендую и не призываю инвестировать в эмитентов, которые будут описаны ниже. Эта заметка для тех, кому данные компании уже интересны, но кто хочет опереться на фундаментальный базис долгосрочного тренда взамен рыночным манипуляциям.

На что делается ставка

BELU. Источник: Tradingview
BELU. Источник: Tradingview

Перед вами график акций компании Белуга с июля 2017-го (с момента выхода на биржу) по январь 2020-го.

Это было неплохое время для инвестиций. Лукойл и Алроса, например, тогда неплохо росли и давали отличную дивидендную доходность (основа моего портфеля на тот момент). Примерно тогда же - в 2017-2018 - царила некая безыдейность и были популярными бумаги 2-3 эшелонов (например, весьма популярны были бумаги НКХП, где манипуляторы хорошо заработали на толпе).

Белуги среди популярных не было - это была скучная никому не известная компания, без драйверов для роста и каких-то понятных перспектив.

BELU/IMOEX. Источник: Tradingview
BELU/IMOEX. Источник: Tradingview

Для примера, вот как акции Белуга вели себя по отношению к широкому российскому рынку. Все видно невооруженным взглядом - 2,5 года боковика с серьезным провалом в середине обозначенного периода на растущем рынке.

BELU. Источник: Tradingview
BELU. Источник: Tradingview

А вот, что случилось потом, после января 2020-го. Что же изменилось?

А вы можете сказать, что изменилось? Это хороший вопрос и, пожалуй, лишь он один имеет значение - причины, которые привели к существенной переоценке стоимости.

Изменилось вот что:

1. Управленцы в компании написали и представили рынку стратегию развития, с понятными цифрами и датами. Это половина дела. Вторая половина - реализация прописанной стратегии, с чем компания также справилась. То есть слова не расходились с делами.

2. Начали платить дивиденды согласно дивидендной политике. Опять же, стабильно и понятно для рынка.

3. Менеджмент вышел в люди - начали нормально (в подробностях) отчитываться перед акционерами, публиковать важные операционные новости, коммуницировать с блогерами и аналитиками, и т.д.

4. Бизнес действительно пошел в рост, обеспечив тем самым инвесторам как рост стоимости акций, так и хорошую дивидендную историю с потенциалом роста дивидендной доходности в будущем за счет роста финансовых потоков.

Сравните с третьим эшелоном, например, НМТП или ДВМП (Fesco), с тем же Совкомфлотом и т.д., и вы увидите, какой путь компания прошла - от безызвестности до долгосрочной инвестиционной позиции в портфеле многих российских инвесторов и даже управляющих.

И именно поэтому я начал с данного примера - это то, на что я делаю ставку, формируя портфель "Русский блудняк".

Инвестиции в эти компании - это ставка на то, что они также пройдут описанный выше путь и смогут оказаться во 2 эшелоне российского рынка. Но до тех пор - мы вряд ли увидим хоть какое-то дружелюбное к себе отношение мажоритарных акционеров, директоров и менеджмента. Наши интересы до тех пор не будут учитываться и браться во внимание.

Поэтому риски соответственные. Взять в портфель условный Лукойл и взять Совкомфлот - это не одно и то же, не выбор одного из двух.

Теперь, когда мы это проговорили, к сути.

Северный морской путь

Вот в этой заметке я писал об освоении Россией Арктики:

Нефтеюань. Всем нужна Арктика.
Честный инвестор12 декабря 2022

Арктика является частью Северного морского пути, то есть крайне-важной территорией для морской транспортной артерии. Неудивительно, что Россия наращивает свое (в том числе военное) присутствие на этой территории, чем впрочем заняты и другие страны.

Но основная идея, все таки, в новом морском пути, который является крайне актуальной альтернативой существующему пути:

-5

Севморпуть почти в 2 раза короче традиционного маршрута, пролегающего через Суэцкий канал:

Тезисно:

  • Поскольку путь почти в два раза короче, логистические расходы также значительно меньше (включая топливо для кораблей).
  • Кроме этого, уменьшается почти на половину время в пути, что ускоряет товарооборот.
  • Традиционный морской путь пролегает через зону "горячих точек", неспокойных районов, где вспыхивают локальные конфликты. Севморпуть на всей протяженности не имеет ни одной горячей точки, что на практике для нас означает меньшие расходы на страхование судов и груза. Меньше риски - меньше страховка, меньше страховка - меньше расходы компаний, меньше расходы - больше прибыль.
  • Наконец, за перевозку товаров по традиционному морскому пути другие страны платят своего рода комиссионные.

Например, Суэцкий канал берет плату за проход от 7 до 12 долларов за каждую тонну груза. В среднем можно считать 10 долларов за тонну.

Таким образом, если корабль везет 100,000 тонн, то за проход 160 километров по Суэцу от отдаст около 1 миллиона долларов. Один корабль - один миллион долларов в одну сторону.

Что же касается Северного морского пути, то поскольку этот маршрут находится под полным контролем России - другие страны будут платить все пошлины и комиссии за использование пути.

  • Кстати, именно эти средства в том числе планируется направлять на развитие Севморпути.

Но, поскольку инфраструктура оказалась не готова к такой нагрузке (не было инвестиций на должном уровне прежде) - сейчас переориентация на Азию и освоение Севморпути сопряжены с большими издержками. Фактически - это инвестиции в будущее мироустройство.

При этом сейчас через СМП логистику уже выстраивают Новатэк, НорНикель, Сегежа, даже Магнит.

Кроме непосредственных поставок российских товаров в Азию, есть и обратная сторона этого вопроса - Китаю (который, напомню, является второй по ВВП и первой по товарообороту страной) нужны альтернативные пути доставки своих товаров в те же европейские страны.

Поскольку российские ж/д-пути в Китай также оказались не готовы к кратному увеличению нагрузки, есть и обратная закономерность - тот же НорНикель, чтобы не отправлять суда порожняком, "тащит" обратно из Китая импортные товары. В одну сторону везет свои металлы, обратно - импорт.

  • Власти подбили цифры и сообщили, что в Северный морской путь будет вложено 1,8 триллиона рублей.

Гидрографы отметили необходимость проведения дноуглубительных работ на некоторых участках Севморпути. Из-за мелководья по маршруту не могут проходить крупные суда, перевозящие в том числе СПГ.

На сегодняшний день утвержденный федеральный проект развития Северного морского пути сверстан в объеме финансирования 735 миллиардов рублей до 2024 года. Бюджетных денег в нем всего 274 миллиарда рублей. Более 460 миллиардов рублей должны вложить Росатом и недропользователи - Новатэк, Роснефть и другие.

  • В планы правительства входит развитие грузовой артерии Арктики - к 2035 году планируется нарастить грузопоток до 200 миллионов тонн, что почти в 7 раз больше текущего уровня.

Несмотря на вложения в инфраструктуру Северного морского пути практически всеми крупнейшими российскими экспортерами (НорНикель, Новатэк и т.д.), все же основные бенефициары новой транспортной артерии на данный момент - это Росатом, Совкомфлот и ДВМП (FESCO).

Многие компании непосредственно задействованные в этом процессе - либо внебиржевые истории (на внебирже покупать пакеты акций надо), либо в принципе не пускают в акционерный капитал нашего частного брата.

Например, АО Балтийский завод - единственная в мире верфь, где выполняют заказы по созданию атомных ледоколов. Атомный ледокольный флот сегодня есть только у России.

На ледоколах используется реакторная установка "РИТМ-200", ее разработчиком является Атомэнергомаш (входит в Росатом).

Сейчас в России на судостроительном комплексе Звезда (ССК Звезда), входящем в состав Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, принадлежащего Роснефти, строится более мощный атомный ледокол проекта 10510 Лидер, который дополняет "линейку" ледоколов - Арктика, Сибирь, Урал, Якутия и Чукотка.

Строительством других судов и ледоколов на традиционном виде топлива занимается Выборгский судостроительный завод (ВСЗ). С 2012 года ПАО ВСЗ входит в состав АО Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).

В собственность ОСК перешли 13,55% СЗ Северная верфь, 23,3% Дальневосточный завод Звезда (не путать с ООО Звезда, акции которой есть на бирже). Кроме того, согласно указу, государство передало 3,38% Завод Красное Сормово, 0,21% ПАО Амурский судостроительный завод, 7% Пролетарский завод.

В общем, эту историю пока не получится отыгрывать через портфель на бирже. И если не учитывать, что являясь акционером в НорНикеле, Лукойле, Роснефти, Новатэке и т.д. долгосрочно все равно выигрываешь от развития Северного морского пути, пока остаются Совкомфлот и ДВМП.

Но, компании, реализующие проекты в Арктике, будут вкладывать в развитие портовой и прилегающей к ней инфраструктуры, без которой невозможно развитие Северного морского пути - порты, склады, подъездные пути к портам, создание подходных морских каналов, ледозащитных сооружений и т.д. - все то, что требуется для инфраструктуры.

Так что в портфель, особенно сейчас, можно включить, например, металлургов, о которых многие из вас в последнее время меня спрашивают - Северсталь, НЛМК и ММК.

Я же к указанным компаниям добавил еще одного эмитента - Европейскую электротехнику. Сложно сказать, смогут ли они заработать на СМП (все таки они больше ориентированы на оборудование для нефтегаза), но это и не так важно - если верить директору и владельцу компании, то после введения санкций в бизнесе дела идут превосходно - импортозамещение шагает по стране. Ссылку на трансляцию встречи с инвесторами давал в Telegram-канале, остальным рекомендую найти через поиск Youtube и ознакомиться.

В итоге, список на данный момент:

1. Совкомфлот, который очень неплохо отчитался в последний раз (рост прибыли в 15 раз).

2. ДВМП (FESCO), находящийся в судебном процессе. Дело с предыдущими мажоритарными акционерами пока закончилось тем, что их пакеты акций по решению суда должны перейти государству, скорее всего Росатому. Но будут обжалования и повторные судебные тяжбы, так что история пока не закончилась и является достаточно рискованной.

3. Стальная троица - Северсталь, НЛМК и ММК. Возможно, какую-то роль сыграет и сможет на всем этом заработать в долгосрочной перспективе ТМК.

4. Личная прихоть в лице Европейской электротехники.

Совкомфлот сейчас в два раза дешевле цены на IPO и может быть интересен долгосрочнику:

FLOT. Источник: Tradingview
FLOT. Источник: Tradingview

Как уже сказал - компания опубликовала хороший отчет за 9 месяцев 2022 года:

-8

ДВМП на историческом максимуме:

FESH. Источник: Tradingview
FESH. Источник: Tradingview

Движение в восходящем тренде началось с тех пор, как рынок понял намерения относительно Севморпути. Также ожидалось, что в результате судебного разбирательства будет погашен или выкуплен в пользу компании крупнейший пакет мажоритария, что приведет к переоценке текущей стоимости согласно балансу активов (на это ставил Элвис, например).

Когда ее покупать, лично для меня - большой вопрос. При такой ликвидности котировки могут в принципе не снижаться, но с таким же успехом манипуляторы могут сыграть в грязную игру, чтобы выбить "слабые руки".

При этом есть риски внезапных негативных новостей из, так сказать, "судебного зала", а также возможна национализация в пользу государства или того же Росатома.

Но эта компания главный бенефициар развития Севморпути. И при хорошем стечении обстоятельств вполне может стать новой "фишкой" из второго эшелона.

В акциях Евроэлектротехника устроили памп:

EELT. Источник: Tradingview
EELT. Источник: Tradingview

Покупать сейчас противопоказано. Лично я буду ждать отката как минимум до середины этого движения, а покупать осторожно маленькими долями на длинном временном отрезке.

Северсталь, НЛМК и ММК отыграли часть потерь. ТМК снова уже почти на максимумах:

Эти компании, хоть и первый эшелон (кроме ТМК, она вроде из 2-го), все же лично я не могу включить в свой основной фондовый портфель. Компании потеряли примерно половину своей выручки из-за санкций и ограничений ЕС, и хоть и смогли удержать объемы производства, все же финансовые потоки вызывают вопросы - там не все так хорошо, как закладывает рынок.

А вот в такой долгосрочный портфель, как "Русский блудняк", под понятную идею и без ожиданий отдачи в ближайшие годы - они идеально подходят в качестве голубых фишек. К тому же будут диверсифицировать портфель.

  • Кстати, на графике ТМК сохранились мои предыдущие индикаторы. Я проводил анализ тогда на основании ваших вопросов и просьбы рассмотреть, тогда же говорил, что это хайп, памп и покупать не стоит, так как цена будет стремиться к справедливой. Надеюсь, что тогда вы прислушались к моим словам.

Движение котировок сейчас также не внушает доверия, хотя фундаментально картина в бизнесе изменилась в лучшую сторону (можно даже вспомнить большую стройку Газпромом нового трубопровода в Китай).

В завершение

В завершение коротко опишу, что собираюсь делать.

Как уже сказал, это будет отдельный портфель. Поскольку мой фондовый портфель все еще нуждается в регулярных довнесениях денежных средств, я не буду кормить "Русский блудняк" напрямую из своего кармана, а буду собирать активы на тот пассивный доход, которым меня обеспечивает портфель "Доходный", где в настоящий момент преимущественно паи ЗПИФ ПНК Рентал.

Фонд перешел на ежемесячные выплаты, так что определенная возможность для маневренности в покупках имеется.

Также, как уже сказал, в перспективе этот портфель будет составлять не более 5%, то есть примерно по 1% на долю каждой компании.

Наконец, я в принципе не намерен проверять этот портфель даже на ежемесячной основе. Буду видеть его только в моменты покупок, в остальное время пусть живет своей жизнью.

  • Проект развития Севморпути рассчитан до 2035 года - это и есть инвестиционный горизонт, на который нужно ориентироваться (все остальное от лукавого лудомана).

В целом, я считаю Северный морской путь одним из самых важных крупных долгосрочных российских проектов. Он важнее, чем нефтегазовые трубопроводы и прочие проекты, поскольку перекраивает глобальные торговые маршруты. А торговые маршруты - это самые настоящие артерии в теле экономики с тех пор, как первый караван отправился в дальние страны.

Нам повезет, если мы (а не наши дети) застанем становление СМП в полной мере.

О том, кто еще и каким образом заработает на проекте нового морского пути - предлагаю обсудить в комментариях. Пишите свои мысли.

За поддержку блога лайками, комментариями и подписками - благодарю.

По традиции - будьте богаты, здоровы и любимы.