Найти в Дзене

Как компании и правительства нас обманывают? Явления поведенческой экономики, на которые мы ведёмся каждый день.

Оглавление
"Карикатура на мировые державы" от DALLE-2
"Карикатура на мировые державы" от DALLE-2

Подавляющие большинство действий в нашей жизни происходит неосознанно. Почему мы предпочитаем один бренд и презрительно относимся к другому? Почему одни медийные персоны вызывают у нас восхищение, а другие неприязнь? Сейчас узнаете, как лень может сделать вас донором органов, а невнимательность сформировать вашу личность, а также почему в этом виноваты эвристика доступности и эффект фрейминга.

Эвристика доступности

Если событие очень часто крутят в СМИ, твой мозг начинает считать его более вероятным и правдоподобным. Вот что значит этот замысловатый термин. Например, распространённый миф о том, что с большей вероятностью можно погибнуть от крушения самолета, чем от автомобильной аварии, является ничем иным, как эвристикой доступности. Во-первых, это статистически не верно, а во-вторых данный факт просто навязан нам фильмами катастрофами и вирусными новостями.

Ученые, которые вывели это понятие, выделили следующие предпосылки эффекта:

  1. Воспроизводимость событий. Чем проще восстановить в памяти пример, тем вероятнее мы его воспроизведем.
  2. Эффективность поиска. Чем проще “откопать” в памяти событие, тем вероятнее оно будет для нас верным.
  3. Воображаемость примеров. Чем легче представить себе событие, тем вероятнее мы его будем использовать как аргумент.
  4. Мнимая корреляция. Чем прочнее ассоциативная связь между событиями, тем вероятнее они станут одним стереотипным примером.

Наглядный пример

Есть мнение, что государства с демократическим режимом более богаты. Когда говорят слово “демократия”, мы сразу представляем себе такие страны, как США, Германия или Япония, которые занимают высокие позиции по ВВП. Но многие забывают про развитые страны ближнего востока, такие как Катар, ОАЭ. Или, к примеру, Монголия — достаточно бедная азиатская страна — находится в рейтинге свободы Freedom House выше Израиля, Индии и Южной Кореи! Но почему так происходит? Зачастую, люди придерживаются суждений, которые слышали в интернете или телевизоре. И здесь мы знакомимся с таким интересным явлением, как эффект фрейминга.

"Монголия — полная демократия" от DALLE-2
"Монголия — полная демократия" от DALLE-2

Эффект фрейминга

Это когнитивное искажение, при котором форма подачи информации влияет на ее восприятие человеком. Самая простая иллюстрация данного феномена — это реклама зубных паст. Мы не раз слышали про пасты, которые "рекомендуют 9 из 10 стоматологов". Такая подача вызывает (или скорее вызывала) доверие со стороны потенциальных клиентов. Однако если переформулировать это в "целых 10% стоматологов не рекомендуют данную пасту", то та же самая информацию обретает совершенно другую окраску. Такие игры со смыслом мы часто встречаем в магазинах, на сайтах в социальных сетях. Однако в последнее десятилетие эффект фрейминга активно используется и политиками.

По определению политический фрейминг (policy framing) – это акцентирование внимание лиц, принимающих решение на отдельной стороне политической проблемы с целью управления повесткой дня и принятия наиболее выгодного решения. То есть по сути манипулирование. Явными примерами будут лозунги политиков во время предвыборных кампаний, в которых, участники специально делают смысловые акценты в выгодных местах и используют черри-пикинг (cherry picking), то есть выборочное представление фактов.

Наглядный пример

Эффект также часто используется в опросах, когда в самом вопросе уже подразумевается ответ. К примеру, В 2003 году ученые проводили исследование, чтобы понять, почему в одних странах Евросоюза очень низкая доля населения хочет стать донором, а в других процент желающих стать донором просто зашкаливал. Оказалось, всё решала формулировка вопроса. При получении водительских прав в Европе выдается анкета, в которой есть пункт о донорстве на случай внезапной смерти человека в аварии. Так вот в группе стран, где было меньше согласий на донорство, пункт был сформулирован так:

Поставьте галочку, если вы хотите участвовать в программе донорства органов.

А в другой группе стран, где было больше согласий на донорство, тот же самый пункт был сформулирован иначе:

Поставьте галочку, если вы не хотите участвовать в программе донорства органов.

Как итог, люди просто не хотели думать и пропускали пункт из-за желания скорее закончить формальности и получить заветный документ. Подробности можно прочитать тут.

"Человек тупеет из-за телевизора" от DALLE-2
"Человек тупеет из-за телевизора" от DALLE-2

Выводы

Потребляйте информацию из разных источников. Например, если вы читаете о событиях, которые происходят в России, исключительно в немецких СМИ, то информация о том, что творится в России, будет очень необъективной. И дело даже не в том, что где-то могут соврать, наоборот, независимые СМИ не склонны к этому. Здесь проблема в том, что у каждого издания есть своя целевая аудитория, и соответственно новости оно будет подбирать именно под неё.

Ставьте под вопрос даже очевидные факты. Ведь не всегда устоявшаяся в обществе правда является истиной. Поэтому очень важен критический подход даже к самым бытовым вещам. Так, в следующий раз, как услышите от бабушки-соседки, что пора нестись в магазин и скупать гречку, сначала посмотрите общую статистику по ценам, и потом уже решайте, бежать в магазин или нет. Главное, не доводите этот подход до крайности, а то так и в рептилоидов с Нибиру уверовать можно!

Присоединяйтесь на канал, чтобы читать больше развлекательных и познавательных постов о науке, политике и экономике. Ставьте лайки и подписывайтесь прямо сейчас! Эта статья адаптирована с моего подкаста "Вот что я узнал!", который мы ведём совместно с Настей. Послушать его можно здесь.