Семиклассник Еруслан с трудом выводит каракули в тетради, будто не пишет, а мешки ворочает. При этом ошибка на ошибке.
– Но почему? Он же в роддоме по шкале Апгар выдал 8-9 баллов! – недоумевает мать, будто Еруслан уже на руках акушера подтвердил статус интеллектуала, а шкала Апгар – это сертификат о незаурядных способностях.
Некоторые воспринимают оценку новорожденного в роддоме как залог отличной успеваемости в школе. И удивляются, почему обычные показатели доношенного плода не вяжутся с проблемами в обучении. Причём эти проблемы проявляют себя именно в письме.
– Всё было нормально, а сейчас пошли двойки!
"Нормально" – вещь относительная. Присмотритесь к ошибкам. Условно говоря, они бывают "доброкачественные" и "зловредные".
"Доброкачественные" вызваны отсутствием навыка. Они быстро исчезают в процессе обучения без особых усилий и впредь не появляются.
"Зловредные" ошибки носят хронический характер. Их причина не в отсутствии навыков, а в несформированности некоторых отделов коры головного мозга. Учащиеся невнимательны, при письме до них с трудом доходит смысл слов и предложений. Занятия с репетитором не помогают. Расхожие рекомендации типа "читать надо больше" звучат как злая насмешка: такие ученики не в состоянии продуктивно читать, понимать прочитанное. У них быстро обнуляется внимание. Это всё равно что человеку с нарушениями опорно-двигательного аппарата сказать "бегать надо больше".
– А родители могут распознать "плохие" ошибки?
– Легко. Самое очевидное – это упорная, изо дня в день повторяющаяся ошибка: "упрОжнение". Он годами ежедневно пишет это слово, но навык не вырабатывается.
– Да, я это вижу, конечно, но я думала, что это по невнимательности.
– Это как раз и есть одна из тех особенностей в нейропсихологическом статусе, которые не позволяют ему нормально читать и писать. Знания здесь ни при чем. Чтобы адекватно оценить ситуацию, родителям достаточно заметить два типа упорных ошибок. Вас должно насторожить, если:
1. Вместо написания слова в соответствии с его произношением (вИтрина, пластИлин, правИльный, преподАватель, остАновка, хАлат) проблемный ученик выбирает непроизносимый вариант: вЕтрина, пластЕлин, правЕльный, преподОватель, остОновка, хОлат. Это не "ошибки на безударные гласные", а хронические квазиграмматизмы (ложные грамматизмы). Такая тенденция к искажению характерна для дисграфика.
2.Ученик всегда всё пишет только раздельно: (на всегда, на долго, не далекий, не мало, солнце защитные, ни какой, ни где и т. п). Упорный разрыв слов – яркий показатель нарушений письма. Это свидетельствуют не об "отсутствии знаний" и "наличии хвостов", а о незрелости или недоразвитии речевых систем, несформированности оптико-пространственных связей.
Заметить тревожные звонки в состоянии любой взрослый. Но не отчаивайтесь: шкала Апгар вас не обманула: трудности в формировании навыка письма не патология. В таких случаях нужно не "подтягивать знания" с репетиторами и писать диктанты, а заниматься по специальным программам для коррекции дисграфии. Мы работаем в этом направлении уже 30 лет и избавили от проблем с письмом не одно поколение учащихся.