Можно долго рассуждать, что для автомобильного аудио достаточно 8-канального процессора, и морщиться от автопроизводителей, которые распихали по салону 100500 штатных динамиков. Но убедить владельца такого авто, что ему столько не нужно, порой бывает ой как сложно. Поэтому многие производители, начиная с того же Brax (и далее по списку) всё активнее предлагают многоканальные девайсы. И вот что интересно – чаще всего такие решения востребованы именно в премиальном сегменте. Так что появление многоканального Resolut, который со своих первых моделей замахнулся на топовый сегмент (и сделал это, кстати, неслабо), стало закономерным.
Если быть точным, то 12-канальный H-DSP – не первый «оверканальный» процессор у бренда Resolut: чуть больше года назад появился 16-канальный M-DSP. Но он, по факту, был построен по принципу «объединения» двух T-DSP MK2 с подведением их под единое управление, поэтому делать по нему лабораторный отчёт не стал. А вот H-DSP построен принципиально иначе, так что не упустил возможность оценить его и поделиться мнением.
Интерес подогрело и то, что я сам являюсь владельцем T-DSP первого поколения на ЦАП ESS9038PRO, а в лаборатории в настоящий момент использую вдоль и поперёк «перепаханный» ЦАП на АК4490. Так что некие точки отсчёта имеются. Но перед погружением в оценку звуковых особенностей, как всегда, пробегусь по конструктиву. В конце концов, именно они и дают результат.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ПРОЦЕССОРОМ, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
На внешней стороне долго останавливаться не стану: корпус H-DSP полностью повторяет хорошо известные A-DSP, J-DSP и T-DSP – массивный и брутальный алюминий со шлифованной фактурой.
В процессорах Resolut есть условное деление – девайсы на ЦАП от Asahi Kasei, имеют серебристый алюминиевый шильдик. Здесь он точно такой же, как у A-DSP, что как бы намекает на начинку. Но, напомню, построен он иначе, так что выводы делать рано.
Фирменная фишка Resolut – возможность открутить шильд и повернуть его, чтобы в инсталле он не оказался вверх ногами или повёрнутым набок. Особые эстеты, кстати, заодно и верхнюю крышку могут поменять на опциональную цветную.
Выходы расположились на одной стороне в два «этажа» и разделены на три группы.
Сюда же переехал и разъём подключения пульта Resolut SRC. В 8-канальных процессорах он был на противоположной стороне.
И раз уж заговорили про пульт, особо отмечу, что наконец-то вышла его обновлённая версия – со слегка увеличенным экраном. Он не стал гигантским, но увеличен до размеров, когда эргономика и эстетика пропорций не теряются. Символы тоже стали крупнее – в первом уж очень мелкие были. В остальном он остался без изменений – алюминиевый корпус, закалённое стекло Gorilla Glass, алюминиевый энкодер.
Но вернусь к самому процессору. Как и в остальных моделях Resolut, в базовом арсенале 12-канальника имеется два цифровых входа – оптический и коаксиальный. Остальное набирается по необходимости в виде модулей.
Правда, если у первых Resolut (в частности, в моём T-DSP первого поколения) боковая планка была сплошной, а вместе с модулями шла отдельная планка с окнами под модули, то сейчас уже в базовой комплектации есть возможность «открыть» окно под нужный модуль.
Соответственно, на плате под это дело предусмотрены гнёзда. Сами модули – общие для всей линейки Resolut DSP.
На сегодняшний момент на официальном сайте представлены модуль аналоговых входов (Resolut A-IN, 8 входных каналов), модуль USB-Audio (Resolut USB-IN HQ) и модуль прямого подключения к шине MOST-25 (Resolut M25-IN). Заранее отвечая на вопрос, модуль MOST-150 до сих пор в процессе подготовки к производству: нелегко даётся эта шина.
Теперь к основной начинке. За «математику» обработки сигнала отвечают два ADAU1452. Битность и частота дискретизации при обработке – те же, что и у остальных процессоров Resolut – 64 бит и 192 кГц, соответственно.
ЦАП построен на шести AK4490R – это уже новые версии, которые Asahi Kasei Microdevices запустили в производство после большого пожара на заводе в Нобеоке в 2020 году.
Среди принципиальных изменений относительно первых процессоров Resolut – иная реализация коаксиального входа. Если в первом поколении он был «прямым» и, чего уж там, порой капризничал принимать сигналы с нестандартными уровнями, то в более поздних версиях было решено отойти от столь «лютого High End», применить трансформаторы, но сделать входы более «всеядными».
ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОГРАММЕ УПРАВЛЕНИЯ И НАСТРОЙКИ
Настраивается H-DSP через общий софт Resolut DSP Tools. Правда, первые версии программы для него не подойдут, 12-канальник поддерживается, начиная с версии 1.4.
При запуске предлагается выбрать, что будет настраиваться – 8-канальный, 12-канальный или 16-канальный процессор:
В остальном программа осталась той же, разве что «дополнительные» каналы вынесены для настройки в отдельное окно.
Ну и окно для настройки фильтров, соответственно, тоже расширилось. Правда, оно шире основного, так что нужно ещё посмотреть, как это будет выглядеть на ноутбуках с небольшими экранами.
И да, обращу внимание, что на экран можно вывести не только АЧХ самих фильтров, но и АЧХ с учётом эквалайзера, а ещё – графики электрической фазы сигналов. Для опытных настройщиков может пригодиться.
Как и для 8-канальных A-DSP и A-DSP MK2, в 12-канальном H-DSP можно поиграться с режимами работы выходных фильтров ЦАП. Каналы здесь тоже разделены на пары, для каждой пары можно выставить свой фильтр:
Как-то давно я уже разбирал принципы их работы конкретно в ЦАП линейки Velvet Sound от Asahi Kasei, так что сейчас просто продублирую табличку из официального описания:
В остальном возможности перешли по наследству от версии Resolut DSP Tools 1.3. Перечислю самые, на мой взгляд, интересные. В основном они сосредоточены в части эквалайзера: кроме привычной параметрической эквализации можно выбрать фильтр-ступеньку (Low Shelf, High Shelf) и фазовый фильтр, который не влияет на АЧХ, но крутит фазу сигнала (может пригодиться, например, при согласовании полос). Плюс в эквалайзере можно задать дополнительный ФВЧ или ФНЧ с крутизной 12 дБ/октава, никак не связанный с кроссовером – практика показала, что штука полезная.
Ну и ещё одна фича, которую хотелось бы отметить, – это возможность регулировки уровня НЧ не только уровнем саба, но и по принципу параметрической эквализации во всех выходных каналах разом. В этом случае идём в эквалайзер входов, там среди прочего находим «Subwoofer» и задаём кривую коррекции. Она работает по принципу шелф-фильтра:
Ну а в окне настройки пульта меняем Subwoofer Mode с Classic на Parametric. Теперь, когда мы будем крутить на пульте Subwoofer Volume, бас будет усиливаться во всех каналах разом согласно заданной кривой – это сохранит согласование саба с фронтальными каналами.
А ЧТО ПО ЗВУКУ?
Подготовка к прослушиванию. Делать выводы по звучанию процессоров – занятие неоднозначное: слишком многое зависит от тракта. Поэтому задействовал максимум имевшегося под рукой и, главное, хорошо изученного «железа» соответствующего уровня, чтобы выявить особенности испытуемого.
В качестве отправной точки для сравнения ориентировался на свой домашний ЦАП (тоже на AK4490, правда, предыдущего поколения, ещё без добавления R в маркировке) и Resolut T-DSP первой генерации.
Источник – ноутбук и USB/SPDIF конвертер на CM6631A. Подключение – метровый Tchernov Cable Special Toslink Optical IC. Межблочные кабели – RockQ от Руслана Нигамаева, The Chord Indigo Plus и E.O.S. Tasios 70. Все три – с разными характерами. «Подкидывал» несколько имевшихся в наличии усилителей. Называть их смысла нет: это либо «жёсткие твики», либо совсем hand made (как автомобильные, так и с питанием от сети). Акустические кабели – старые добрые E.O.S. TA-14. Акустика – PSB Synchrony One B.
Характер звучания. Если совсем коротко, H-DSP звучит мягко, но с высоким разрешением. С некоторыми сочетаниями усилителей и межблоков давал тёплое и комфортное звучание, с некоторыми – более нейтральное. Но именно холодной колкости я от системы не услышал ни в одном из вариантов. Детали искусственно на передние планы не вытаскивает, но передаёт их легко, как само собой разумеющееся.
Бас, может, не такой упруго-эмоциональный, как в T-DSP, но энергичный и ни разу не скучный. Пожалуй, он даже более правильный. Хотя лично мне, чего уж там, T-DSP нравится как раз своей нарочито «вкусной» подачей НЧ диапазона.
Можно ли назвать такой характер звучания «мониторным»? Вряд ли. Под этим словом обычно понимают тоже точное и подробное звучание, но с минимумом эмоций. Честно говоря, к этому определению ближе J-DSP с его «стерильной» подачей, а для H-DSP всё же больше подходит слово «музыкальный». Если Sabre порой расставляет инструменты слишком точечно, то в подаче AKM они заполняют послезвучиями пространство сцены по ширине и в глубину, чем только вовлекают в музыкальное действо.
КОРОТКО ПО ДЕЛУ
Сложилось впечатление, что реализация ЦАП на АКМ конкретно в H-DSP получилась интересней, чем у первых A-DSP (про MK2 не скажу, не довелось оценивать в своём тракте). Возможно, и сами японцы что-то изменили в новой версии своих чипов, но в данном случае это не так уж и важно. Главное – результат: H-DSP не заставляет подбирать остальные компоненты под него, он получился достаточно нейтральным. Но не то, что называют «мониторным», а, скорее, «музыкальным». Очень интересный процессор, тестировать его было действительно приятно.