Наконец-то настал долгожданный момент, наш батальон переехал на территорию своего нового училища, которое располагалось в автозаводском районе города Тольятти. Наши роты расположились в первой казарме, которая была ближе всех к столовой и к учебному корпусу. Остальные казармы еще не были в эксплуатации, каждое из них была на своем этапе строительства. Столовой еще не была введена в эксплуатацию, так как в ней было еще очень много незаконченных строительных работ. Учебный корпус вводился в эксплуатацию частями, но, на момент нашего прибытия в училище, он еще только начал строиться.
Курсанты 1 и 2 курса продолжали учиться в школе на улице Гагарина около кинотеатра Космос и жить в общежитии Старого города Тольятти. Мы же жили и учились в своей казарме. Дополнительно в эксплуатацию ввели лишь небольшую часть учебного корпуса с лекционными залами, в которых проходили лекционные занятия с нами.
Завтракали, обедали и ужинали мы тоже в казарме, только на первом этаже. Пищу нам привозили в термо бачках со столовой, которая располагалась на территории школы в Старом городе. В конце учебной недели, как и положено, перед выходными днями, мы мылись, а также меняли нательное и постельное белье. Помывка личного состава проходила в подвальном помещении казармы, там для этого были оборудованы специальные душевые комнаты. Места для всех хватало. За поддержанием порядка и рабочим состоянием душевых следили солдаты из батальона обеспечения учебного процесса.
Наша курсантская жизнь на новом месте
Сначала нужно сказать о том, что мы были счастливы от того, что наконец-то оказались в своей казарме на территории своего родного училища. И хотя, нам приходилось жить и учиться в непростых условиях, мы ждали наступления этого момента целых 2 года.
Я не ошибся, когда назвал свое училище родным, именно так воспринимают свои военные учебные заведения все их выпускники. Наверное, это потому, что их можно было бы сравнить с родильными домами, где из обычных парней рождаются настоящие офицерские кадры. Но, они там не рождаются, а делаются, поэтому военные учебные заведения по праву называются кузницами офицерских кадров. И это правильное сравнение, потому что в них выковывается все, начиная от воли и кончая характером будущих офицеров. При этом даются необходимые знания и умения. В армии есть такой принцип, который мы понимали и принимали:
"Если не знаешь — научим. Если не можешь — поможем. Если не хочешь — заставим".
Кому-то из гражданских лиц может показаться, что тут присутствует элемент какого-то насилия. Это не так, поэтому следует немного разъяснить последнюю часть армейского принципа. В армии должна быть железная дисциплина. Думаю, что тут не может быть других мнений. Подчиненные должны выполнять приказы своих командиров. В армии прекрасно работает метод кнута и пряника - метод поощрений и наказаний. Не буду углубляться в эту тему, просто скажу о том, что мы пришли учиться в военное училище, а, следовательно, и к нам предъявлялись особые требования. В первую очередь это касалось нашей дисциплины и нашей успеваемости. Решил учиться в военном училище и стать хорошим офицером, значит, должен учиться военному делу настоящим образом, как завещал нам еще Владимир Ильич Ленин в своих тезисах. Любые слова прекрасны, если в них есть мудрость, и не важно, кто и когда их сказал.
А что касается целого года нашего проживания в казарме, это вовсе не означает, что мы, практически, не покидали ее стен. Кроме следования в лекционный зал и обратно, мы занимались на улице физической и строевой подготовками, выполняли различные работы, в том числе и на стройке своего училища. У нас был период производственной практики, о котором я расскажу отдельно, в одной из последующих своих статей.
Курсантские будни
В будние дни, в 6 часов утра, после команды "Подъем", все курсанты должны были покинуть свои кровати, и в течение 45 секунд одеться и встать в строй. После того как все построились, объявлялась форма одежды для проведения физической зарядки и место построения. Все зависело от погоды на улице. Например, зимой это было так:
— Построение внизу через две минуты, форма одежды четыре, в шинелях. Вперед, время пошло!
В жаркое время года, мы бегали с голым торсом. Для этого свои гимнастерке оставляли на своих табуретах, а после этого также сбегали вниз с пятого этажа и строились внизу около казармы. Теперь каждое утро мы пробегали кросс в 3 км. Исключением были дни, когда на улице шли сильные дожди. В этом случае мы оставались в расположении своих казарм. После зарядки мы посещали туалет, мылись, чистили обувь, готовились к утреннему осмотру. Далее курсанты нашего батальона спускались на первый этаж, где все вместе завтракали, а после чего отправлялись на занятия.
Учебные занятия все так же шли академическими парами. Одна академическая пара состояла из 2 уроков по 50 минут с перерывом в 5 минут между ними. Во время короткого перерыва курсанты должны были оставаться на своих местах. Никто из них не покидал своих классов и лекционных аудиторий. До обеда было 3 такие пары с большими переменами между ними.
После окончания утренних занятий, нас ждал обед на первом этаже. Он был всегда во время. Тут, как говорят, война войной, а обед по распорядку. В армии нет такого наказания, как лишение военнослужащего пищи. Задержка личного состава и его не своевременное прибытие на прием пищи - равносильно ЧП, за которое виновные командиры тоже могут понести наказание. Конечно, может быть исключение. Например, это касается особой обстановки, скажем, во время боевых действий. Но, у меня нет сомнений, что даже в самых сложных условиях, кто-то обязательно заботится о том, чтобы личный состав был накормлен, а также помыт, одет, экипирован и так далее. Не зря, иногда, командиров называют отцами, потому что они, как отцы-командиры, должны не только отдавать приказы своим подчиненным, но и проявлять о них заботу, как о своих детях.
После обеда было немного свободного времени, за которым следовало обязательное построение личного состава рот. На построении еще раз объявлялись фамилии курсантов, заступающих в суточный наряд по роте. Их отпускали готовиться к суточному наряду. Также делались другие объявления. Например, если у кого-то был день рождения, то его поздравляли перед строем. Еще могли выделяться люди для выполнения каких-нибудь небольших хозяйственных работ.
Затем курсанты следовали на самоподготовку. Она проходила вплоть до самого ужина. Покидать места занятий, без надобности и разрешения младших командиров, было запрещено. Естественно, если кому-то из курсантов нужно было куда-то отойти, то его беспрепятственно отпускали. Все занимались своим делом, никто никому не мешал. Каждый курсант готовился к следующему дню занятий, выполнял домашнее задание, повторял и учил пройденный материал.
После самоподготовки, роты следовали на ужин. Потом было личное время. Можно было поиграть с товарищами в нарды, в шахматы, в шашки, а также написать письмо домой или что-либо почитать. Некоторые курсанты шли в спортивную комнату, где занимались дополнительными физическими упражнениями. Также можно было увидеть ребят боксирующих в спарринге и так далее. Личное время заканчивалось перед программой "Время", которое мы все должны были смотреть в обязательном порядке. Затем было построение на вечернюю поверку. После нее оставалось еще немного времени, для того чтобы посетить туалет, подшить чистый подворотничок на свою форму и лечь в кровать. В 22 часа по московскому времени в роте объявлялся отбой. Вставать после него разрешалось, если в этом была необходимость, но не раньше, чем через полчаса после подача команды "Отбой". Делать это нужно было тихо, чтобы не потревожить сон других ребят.
Что касалось меня, то у меня не было привычки вставать по ночам. Желание делать это пропало еще со времен первого курса. Я предпочитал успевать днем и не доделывать домашние задания по ночам. Что касалось подшивки подворотничка, то, я подшивал его утром, а не вечером, как основная масса курсантов.
— Я уже не в первый раз замечаю, что ты подшиваешь подворотничок по утрам, - сказал один из моих друзей, подошедший ко мне. - Хочу спросить тебя, почему? Ты не успеваешь делать это вечером?
— Нет, вечером времени предостаточно для этого. Просто я предпочитаю делать это утром, а не вечером, - сказал я.
— Да, но почему?
— Видишь ли, я делаю это так быстро, что мне хватает времени на то, чтобы подшивать чистый подворотничок утром. А причина очень проста. Когда мы бегаем на зарядку, то он слегка пачкается во время нее. Подворотничок успевает немного впитать в себя пот и слегка потемнеть. Ты не задумывался об этом? А я задумался. Поэтому я делаю это утром, и поэтому мой подворотничок всегда белоснежно чистый с самого утра, - сказал я своему другу. - А еще у нас, хоть и редко, но бывают ночные пробежки во время учебных тревог.
Позже, моему примеру последовало еще несколько курсантов, но их было не много. Нам хватало и других забот, и работы в любое время года.
Суббота - парко хозяйственный день
После окончания учебной недели, наступали выходные дни. Мы не учились, поэтому их распорядок отличался от других дней. Так, например, в субботу был парко хозяйственный день. После завтрака, все курсанты получали индивидуальные задания. В составе своих отделений, они мыли классы, умывальную комнату, туалет, спальные помещения, лестничные марши и так далее. В помещениях, где стояли столы и кровати, вся мебель обязательно отодвигалась. Мылись не только полы, но и стены, а также отопительные батареи, иногда, окна. Наводилась идеальная чистота, после которой мебель расставлялась по своим местам.
После обеда, большую часть курсантов отпускали в увольнение в город. Вернуться в училище нужно было до отбоя. Правда, некоторые курсанты, которые были местными жителями, могли получать увольнительные до утра или даже на все выходные дни.
Дневальный службе и в этот день было значительно легче. Дежурным курсантам не приходилось мыть полы по утрам и после обеда, когда роты уходили на занятия, как это было в будние дни. Да, но и вновь заступившему наряду по роте, приходилось меньше тратить времени на уборку после отбоя.
Поскольку большая часть курсантов была в увольнении, в столовую на ужин приходили только те курсанты, которые остались в роте. Когда как, но за столами для шестерых человек сидело по 2 - 3 человека. Порты и ставились на всех. Желающие поужинать, могли прийти во время увольнения, но этого не происходило по понятным причинам.
Правда, первое время было такое, что кто-то просил своих товарищей принести им что-нибудь с ужина.
— Валер, принеси мне с ужина рыбы, хлеба с маслом и с сахаром, - попросил меня как-то один товарищ.
— А я-то обрадовался, - сказал я, улыбаясь, - думал, мне сегодня больше достанется на ужине, потому что ты уйдешь увольнение, а я останусь.
Товарищ опешил и не знал, что сказать мне.
— Ты знаешь, мне не сложно это сделать, но может быть тебе будет проще прийти на ужин самому? - спросил я.
— Нет, не хочу тратить на это время, тем более что я буду в Старом городе.
— Вот видишь, ты будешь где-то там отдыхать, и развлекаться, а я останусь здесь. Мне будет грустно без тебя, но зато я мог съесть дополнительный кусок рыбы и кусочек мяса вместо тебя за твое здоровье. Мы оба были бы счастливы. Зато, когда я буду в увольнении, а ты останешься в казарме, то сможешь сделать это вместо меня. Как тебе такой расклад?
Товарищ молчал, а я продолжил говорить.
— Я видел, как некоторые наши курсанты, приносят пищу из столовой для своих товарищей. Мне не трудно сделать то же самое для тебя. Я даже готов поделиться своей пайкой с тобой, но я считаю подобные просьбы неправильными. Лично мне никогда не приходила такая мысль, когда я уходил в увольнение, чтобы кто-то приносил мне иду со столовой. Во-первых, в чем ее нести? Не в карман же я это все положил, нужно брать с собой бумагу. Опять же, командира это не приветствуют.
— Ладно, я тебя понял, - сказал товарищ. - Знаешь, ты прав.
Постепенно подобные просьбы прекратились и таскания еды из столовой для курсантов, находившихся в увольнении, прекратились.
Отбой в субботу был на час позже, не в 22:00, а в 23:00. Это было сделано специально. Мы привыкли подниматься в 6 часов утра и бежать на физзарядку, а тут можно было продолжить спать до 7 часов утра. Благодаря этому снималась накопившаяся усталость за неделю. Это связано биоритмом внутренних часов и привычки спать и просыпаться в определенное время. Иногда, после тяжелых недель, тем курсантам, которые оставались в роте после обеда разрешали немного поспать, так сказать, устраивали тихий час.
Физической зарядки в воскресение у нас не было. Мы просто шли в столовую. В увольнение отпускали раньше, еще до обеда, поэтому те, кто оставался в роте мог съесть больше обычного, столько, сколько захочет.
Контрастный душ
Слышали ли вы когда-нибудь что-нибудь о контрастном душе? Я прочитал о нем в каком-то журнале, может быть, это был журнал физкультура и спорт или где-то еще, точно не помню. Хотя, это неважно, откуда я узнал про него.
Принимать контрастный душ можно в любое время. Конечно, это лучше делать тогда, когда уже помоешься. Сначала ты делаешь для себя максимально горячую воду, но терпимую для тела. Стоишь под струями такой воды примерно минуту или две. Затем нужно прикрыть горячую воду, и сделать воду максимально холодной, но опять же терпимой для своего тела. Теперь нужно постоять под струями холодной воды в течение одной или двух минут. Эту процедуру нужно повторить 3 раза, но каждый раз нужно стараться сделать воду еще более горячей и еще более холодный, чем в предыдущие разы.
У меня появилась возможность принимать контрастный душ. Каждую неделю, в день помывки, я обязательно делал это. С каждым разом мне удавалось все больше и больше закрывать кран то с горячей, а то с холодной водой. Не буду врать, сколько прошло времени, 2 или 3 месяца, точно этого не припомню, но однажды я обнаружил, что могу перекрывать краны полностью. Теперь я мог стоять под струями только горячий или только холодной воды. Не скрою, мне приходилось немного двигаться, чтобы струи воды постоянно не лили на одно и то же место. Мои движения не были резкими, я не крутился, как уж на сковородке. Постепенно, они больше стали походить на очень медленный танец. Я чувствовал блаженство и получал удовольствие.
— Ты, что, стоишь под одной горячей водой? - спросил меня как-то один товарищ, случайно попавший под струи воды, которые текли на меня из лейки надо мной.
— Да, - ответил я, - это контрастный душ. Сейчас я закрою горячую воду и открыл холодную.
Товарищ увидел, как я сделал это, и убедился в том, что я стою под холодной водой.
— Как такое возможно?
— Я прочитал о контрастных душах в одном из журналов. Там говорилось, что нужно чередовать горячую и холодную воду три раза, но каждый раз увеличивать температуру. Наконец я привык к этому настолько, полностью перекрывать холодную или горячую воду.
— И зачем тебе это?
— Ну, во-первых, мне нравится. Во-вторых, это улучшает мое кровообращение и обмен веществ в организме. А в-третьих, я лучше переношу температуру окружающей среды, не мерзну, когда прохладно, и не потею, когда жарко и душно.
Товарищ был восхищен, но сказал, что сам он не будет проделывать такую процедуру. Я же после душевой чувствовал себя по-особому, мое тело дышало и парило. Сегодня я могу сравнить эти ощущения только с нырянием в прорубь на Крещение. Поэтому и сегодня мои друзья и близкие мне люди, внуки удивляются тому, как я свободно могу умываться и обтираться снегом. Правда, купаться в проруби на Крещение давно не ездил. Это же ненормально, когда температура воздуха + 4°. Гораздо лучше, когда на улице мороз, в этом случае меньше шансов простыть и заболеть. А потом, как сказала одна бабушка, что лучше вести себя правильно, чтобы потом не бежать к проруби для смывания с себя грехов. Так что закаливаться и смывать с себя грязь, можно просто в ванной, стоя под обычным или контрастным душем.
Продолжение следует
Первый курс (начало) - Второй курс (начало, часть 26) - 27 - 28 - 29 - 30 - 31- 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - Третий курс (начало, часть 40) - Продолжение
Ссылки на рекомендуемые или упомянутые статьи:
Подписывайтесь и читайте другие мои статьи на моем канале! Ставьте лайки, пишите комментарии. Делитесь статьями в своих социальных сетях, если хотите помочь мне в развитии и в продвижении канала.
Всем здоровья!