Давно заметил некоторую цикличность своих фото-прогулок. Некоторые районы Москвы люблю особенно, а полюбив их – подолгу в них гуляю, постоянно возвращаясь и заново рассматривая все вокруг. После чего могу очень долго там не появляться, но если вернусь – здороваюсь с теми местами, как со старыми приятелями. А в промежутках исследую другие районы, точно также посещая их не по одному разу. Петляю, хожу кругами, пересекаю по прямой из края в край, расширяю круги.
Тем более что и днем, и ночью одни и те же места могут выглядеть по-разному, порой совершенно преображаясь!
Сейчас у меня период, когда я исследую центр: Смоленка, переулки вокруг Арбата и окрестности Кропоткинской (Воздвиженку и Пречистенку с Остоженкой я тоже полюбил надолго и накрепко). Теперь гуляю…
…По Гоголевскому бульвару
Там, где в старину высились каменные стены Белого города, снесенные велением Екатерины Второй и превращенные в Бульварное кольцо. Там, где в семнадцатом веке жили записанные в Бархатную книгу дворяне Нестеровы, потомки соратника Дмитрия Донского. Там, где протекал ручей Черторый, который я упоминал как-то раз.
Где при Петре Первом стояли тренировочные плацдармы. В районе, который до конца восемнадцатого столетия считался «мусорным и непрестижным», позднее став одним из самых дорогих. Где пламя пожара 1812 года уничтожило подчистую все деревянные постройки. Где в наши дни так любят гулять и стар и млад (9 фото).
Гулять, любуясь памятником Гоголю и тянущимися по обе стороны бульвара прекрасными строениями, преимущественно девятнадцатого или начала двадцатого столетия.
Собственно, об одном из этих зданий и хочу рассказать. Сегодня это будет…
…Еще один доходный дом Кекушева
В ту пору доходные дома были в тренде. Многие купцы и землевладельцы заказывали такие, дабы сдавать внаем поквартирно, а зачастую и сами селились в одной из квартир.
К примеру – это здание постройки 1902 года в самом центре Гоголевского бульвара.
Очень многие шедевры архитектуры в Москве, да и в других городах, снимать непросто. Улочки бывают не широки, а здания обширны, да и деревья часто застят обзор. И чтобы взять их в кадр, нужно постараться…
Вот и этот четырехэтажный доходный дом, с нежилым подвалом и проездной аркой во внутренний двор, заказанный богатым крестьянином Федором Бочаровым у Льва Кекушева, весьма широк. Более того, сыновья Федора Григорьевича чуть позднее достроили здание, сделав его еще шире.
Над их заказом трудился Константин Федорович Буров, партнер Кекушева. Вполне вероятно, кстати, что именно Кекушеву Бочаровы и заказывали расширение дома, но тот по какой-то причине передал заказ коллеге. Впрочем, коллега, пристраивая к уже существующему зданию правую, северную часть, практически целиком продублировал стиль и оформление работы предшественника (2 фото).
А предшественник постарался на славу. Одни только знаменитые Кекушевские эркеры чего стоят! Как будто башни старинных рыцарских замков, перенесенные из прошлого и вживленные в фасад здания (3 фото).
И поддерживают эти башни, невесомо-легкие, и вовсе не касающиеся земли, не великаны-силачи атланты и даже не сексапильные красавицы кариатиды, а раскинувшие в бесшумном полете крылья белоснежные совы (3 фото).
Выше – лепные маскароны – египетские девы и юноши. А еще выше – прямоугольные аттики, на которых когда-то стояли мраморные вазоны, до наших дней к сожалению не дожившие (7 фото).
Стоит себе представить внутренние убранства квартир этого дома. Невозможно усомниться, что их не оценили достойно…
…Обитатели дома
Квартиры в таких домах не только сегодня стоят запредельных денег. В те далекие теперь уже времена все было точно так же.
Квартиры в новом доходном доме располагались со второго по четвертый этажи, по две весьма просторные квартиры на этаж. На первом этаже квартира была одна – такая же, как и этажами выше, оставшееся же пространство занял магазин и крохотная квартирка при нем.
Квартиросъемщиками здесь были состоятельные москвичи: коммерсанты, юристы, ученые, доктора и труженики Мельпомены.
Все изменилось после Семнадцатого года. Прежних обитателей в большинстве своем выставили за порог, а огромные квартиры превратили в коммуналки. Дом постепенно терял былой лоск. Тогдашние московские власти не отличались бережливостью и любовью к прекрасному, а иные старательно скрывали их, опасаясь приверженцев исторического и эстетического нигилизма.
В 1990-х годах здание, к счастью, отреставрировали, сохранив, а где надо – восстановив прежний вид фасадов и облик парадных лестниц. Жильцов в очередной раз выселили, а помещения превратили в офисы.
Сейчас в доме Бочаровых располагается корпорация «Ростех» и ее подразделение «Рособоронэкспорт». Пожелаете как следует сфотографировать творение Льва Николаевича Кекушева – старайтесь особенно не попадать в висящие на фасаде камеры. Персонал и охрана объекта в целом дружелюбны, но сами понимаете. Люди работают, не стоит лишний раз отвлекать :)
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!