Иногда мне хочется вооружиться полным каталогом зданий, выстроенных Бове, Казаковым, Баженовым… и конечно Кекушевым – и отправиться в самую длинную свою прогулку по Москве. Может, когда-нибудь я так и поступлю, но это не точно. При всем моем неизлечимом страдании педантичностью, граничащей с занудством и страстью все классифицировать, систематизировать и раскладывать по полочкам, бесконечно все перекладывая с одной полочки на другую, я не хочу, чтобы этот маленький блог превратился когда-нибудь в Малую энциклопедию недоучки, любящего Москву и часами готового по ней гулять с фотиком и в наушниках. Пусть все идет немного вразнобой, и лишь некоторые заметки, следующие одна за другой, намекают на определенную последовательность если не блога, то его автора.
Но вот, к примеру, Лев Кекушев. Сын подполковника Военно-инженерной службы, гениальный архитектор, адепт и проповедник Модерна.
Большой талант, мастер своего дела, которому не повезло в личной жизни, о чем я кратко рассказывал. Неистово влюбленный в собственную жену, которая была его моложе на пятнадцать лет и которую он застал не одну в их собственном доме, где воспитывались трое их детей.
Жену, которой перед этим он посвятил стих собственного сочинения, что чудом сохранился в семейном архиве:
Если, друг, я Тебе
Расскажу все вполне
откровенно.
Лишь в глаза Ты взглянешь,
То сейчас же поймешь
несомненно,
Что улыбка и взгляд
Беспрестанно твердят
про то чувство —
А назвать не хочу,
Ведь в конце закричу
громогласно!
Если будет ответ
На сердечный привет,
Вот прекрасно!
Все святое отдать
И своею назвать,
Дорогою.
Ведь в блаженстве тогда
Будем жить до конца
со женою.
Вот и песне конец,
Как пойдем под венец
с молодою.
Но сегодня речь не о том трагическом дне, а…
…О доходном доме на Пречистенке
Его построили по проекту Льва Кекушева в 1904-1906 годах. Сейчас он известен как здание по адресу улица Пречистенка, дом №28.
Давным-давно на углу Пречистенки и Обухова переулка (что ныне зовется Чистым), стоял старинный дом Бестужевых-Рюминых, а позднее – усадьба потомков Псковских бояр Соковниных, к которым порой наведывался в гости молодой поэт Жуковский. В 1825 году от принадлежавшей усадьбе земли откололся кусок, который превратили в самостоятельно владение, выстроив на нем вначале хозяйственный корпус, а позднее разбив фруктовый сад.
А в начале двадцатого века этот участок продали Московскому торгово-строительному обществу, по сути – прямому конкуренту организации, для которой Кекушев по просьбе Саввы Мамонтова создавал проект, позднее реализованный им для постройки собственного дома на Остоженке. Впрочем, не совсем верно. К описываемому времени сам Мамонтов пережил банкротство и арест, а организованное им Северное домостроительное общество было уже поглощено и слилось с Московским Торгово-строительным обществом.
Директором последнего являлся некто Яков Рекк, главной целью которого было «Москву украсить стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы». За ориентир же Рекк брал популярный в Западной Европе стиль ар-нуво, а главной площадкой для реализации амбиций – центр Москвы.
И вот для строительства шестиэтажного многоквартирного благоустроенного дома на том земельном участке на Пречистенке Общество пригласило Льва Кекушева. Проект был готов в начале 1904 года, и Рекк приступил к строительству. Спустя всего два года дом был готов, и более того – продан еще на этапе отделки. Покупателем выступил петербургский предприниматель Иван Исаков.
И Кекушев здесь превзошел себя!
Понимая, что на сей раз от него требуется не крошка-особняк, а полноценный многоквартирный доходный дом для состоятельных клиентов, в его проекте он не допустил своей любимой асимметрии, столь выгодно смотревшейся в Глазовском переулке и на Остоженке. Здесь бы сработала лишь классика. Трехчастная симметрия: по бокам эркеры, по центру – колонка с лоджией и балконами (7 фото).
И в то же время – истинный модерн! Текучий, плавный, гибкий и неожиданный. Причудливые арки окон, обилие лепного декора, две женские фигуры по обе стороны слухового окошка на самом верху. Считается, что девушка слева, держащая факел, символизирует Просвещение, а та, что справа, с книгой –Знание (3 фото).
Ну и конечно лев, визитная карточка архитектора. На самом верху, над слуховым окном. Лишь жаль, что он слишком крошечный, чтобы как следует рассмотреть его снизу, с улицы.
Говорят, первоначально на кровле размещалась статуя Авроры, ныне утраченная.
Иван Исаков являлся владельцем дома вплоть до революции, и даже сам какое-то время жил в одной из его квартир. А в 1907 году, после того печально памятного разрыва с женой, в этот же дом, в квартиру №9, вселился и сам его автор, архитектор Кекушев.
Пришедшие к власти большевики дом национализировали, но так и оставили жилым. Лишь его просторные, многокомнатные квартиры превратили в коммуналки.
Последние из коммуналок расселили несколько десятилетий назад, а в доме и по сей день живут люди.
И к слову сказать, с ним по соседству, на месте того самого особняка Бестужевых-Рюминых по адресу Пречистенка, 24/1, с упоминания которого я начал свой рассказ, стоит еще один доходный дом, известный как Калабуховский. Тот самый, в котором жил и оперировал профессор Преображенский Филипп Филиппович.
Помните?
– Это вас вселили в квартиру Федора Павловича Саблина?
– Нас, – ответил Швондер.
– Боже! Пропал калабуховский дом! – в отчаянии воскликнул Филипп Филиппович и всплеснул руками.
– Что вы, профессор, смеетесь?
– Какое там смеюсь! Я в полном отчаянии! – крикнул Филипп Филиппович, – что же теперь будет с паровым отоплением!
Впрочем, это уже совсем другая история...
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!