История улиц Остоженки и Пречистенки связана неразрывно. В 1917 году на них проходили одни из наиболее ожесточенных московских сражений между большевиками и белой гвардией – старой офицерией, юнкерами, добровольцами и гимназистами.
Но само это место стало известно на много веков раньше…
...Когда Пречистенка имела другое название
Во времена Ивана Грозного улица, которую сегодня мы зовем Пречистенкой, именовалась Большой Чертольской и вела из Кремля в Новодевичий монастырь. Столь нелестному названию старинной улицы есть свое объяснение. Когда-то по тому самому месту, где сейчас проходит Гоголевский бульвар, пролегал глубокий овраг с бурным ручьем, бегущим в Москву-реку. Овраг этот москвичам постоянно приходилось штурмовать по дороге из замоскворецких слобод в Белый город и обратно. Через овраг были перекинуты узенькие деревянные мостики, на которых в многолюдные дни пешеходам-то было разойтись непросто, а уж с телегами… И каждый раз путники ворчали, обращаясь к оврагу: «черт тебя рыл!»
С тех пор ручей так и прозвали – Черторый, а улицу вдоль него – Большой Чертольской.
Но вот однажды царь Алексей Михайлович возмутился тем, что улица, по которой он ездит на богомолье в Новодевичью обитель, носит какое-то бесовское название. И велел переименовать ее в Пречистенку.
В советские времена улицу переименовали еще раз, теперь уже в Кропоткинскую. Дело в том, что на этой улице провел свое детство Петр Алексеевич Кропоткин – русский революционер-анархист и по совместительству ученый, предложивший свою версию теории о ледниковом периоде.
Правда с Кропоткиным связан и маленький казус. В начале небольшого скверика, который был разбит здесь в 1974 году, когда московское правительство готовилось к визиту президента США Никсона, ради чего снесли несколько непрезентабельных жилых домов девятнадцатого века, стоит памятник. Бросив на него взгляд издалека, можно решить, что памятник посвящен именно Кропоткину. И улица называлась в его честь, и похож бородатой внешностью. Однако приблизившимся к монументу становится видно, что тот посвящен Фридриху Энгельсу, который здесь, ясное дело, даже никогда не бывал.
И вот сама Пречистенка. По ней можно долго прогуливаться, рассматривая буквально каждый дом и изучая связанные с этими краями истории. Но сегодня я покажу вам лишь одно из Пречистенских зданий. И это…
…Дом Айседоры Дункан
Первоначально здесь стоял дом, построенный Матвеем Казаковым. В середине девятнадцатого века его купил генерал Алексей Петрович Ермолов, существенно перестроив пострадавшее во время Отечественной войны и Московского пожара здание.
А в 1900-м году особняк перешел в руки богатого промышленника Алексея Ушкова. Он заново реконструировал дом, богато украсив его ажурными решетками и лепниной – орлами, львиными головами и девами, всевозможными изображениями оружия и прочей военной символики (12 фото).
Поговаривали, что Ушков был тайным бонапартистом, отсюда и стилистика оформления. А еще обновленный фасад здания благодаря работе архитектора Мюфке в точности повторил фасад имения Ушкова в Казани (5 фото).
Первый брак Ушкова распался очень быстро, и Алексей Константинович женился повторно, взяв в жены балерину Большого театра Александру Балашову. Для любимой супруги Ушков приказал оборудовать танцевальную, всю в зеркалах, студию.
При его управлении дом стал одним из самых роскошных особняков Москвы.
После революции Ушковы, не сумевшие ужиться с новой властью, эмигрировали. Балашова блистала по всей Европе, а впоследствии занялась преподаванием. В Париже семейство поселилось в бывшем доме знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан.
А вот сама Айседора примерно в то же самое время оказалась в России. Ей предложили основать здесь балетную школу. И надо же было такому случиться, что советские власти, пригласившие балерину в Москву, поселили ее не где-нибудь, а… в бывшем доме Ушковых.
Узнав об этом забавной случайности, Дункан часто шутила, мол, смотрите какая вышла кадриль с этими переездами, намекая, что кадриль и есть такой танец, который построен на частой перемене мест партнеров.
В этом доме Айседора Дункан прожила три года. И большую часть этого времени она провела в романтических отношениях с Сергеем Есениным. Свидетельствуют, что эти годы были самыми счастливыми в жизни Есенина. Однако в 1924 году они все же расстались… Через год после этого страдающий депрессией и алкоголизмом Есенин покончил с собой, а спустя еще пару лет и сама Айседора погибла по нелепой случайности в Ницце, катаясь на своем любимом Бугатти.
Позднее особняк по адресу Пречистенка, 20 побывал обычным жилым домом, затем в нем селились различные учреждения, пока он не перешел под управление Наркомата Иностранных дел. Сейчас в нем находится главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса МИД. В нем даже восстановили Мавританский зал, устроенный Ушковым, правда полюбоваться им могут лишь сотрудники министерства и иностранные дипломаты.
Позднее я расскажу и о других исторических зданиях Пречистенки и Остоженки. Эту же историю очень хотелось рассказать отдельно, не смешивая с другими.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!