Найти в Дзене
Молодость в сапогах

Прутский поход Петра или "красные линии" XVIII века.

Этот весьма поучительный и крайне интересный, хоть и печальный фрагмент нашей истории не принято было раньше широко обсуждать. В советское время личность Петра I всячески идеализировалась, его победы и достижения всячески выпячивались, соответственно поражение, тем более такое крупное, "портило статистику".

В постсоветский период вошло в моду искать в отечественной истории всякие негативные тенденции и делать на их основе далеко идущие выводы, так что и тут Прутский поход представлялся предвзято, но на этот раз со знаком "-".

Мы рады представить читателю очерк Бориса Николаевича Григорьева "Прутский поход Петра I", который только что опубликован на сайте проекта "Молодость в сапогах".

Прутский поход Петра I - Молодость в сапогах.

Б.Н. Григорьев, напомним читателю, военно-исторической тематикой занимается с 1996 года, сразу после выхода на пенсию (полковник СВР в отставке). Он автор книг и статей, которые издавались не только в РФ, но и в Швеции, что само по себе говорит о многом.

Борис Николаевич Григорьев и одна из его книг.
Борис Николаевич Григорьев и одна из его книг.

Мы НЕ МОЖЕМ по ряду причин публиковать работы Бориса Николаевича на канале - фрагменты из них уже могут быть оцифрованы ранее, что воспринимается Дзеном как страшное преступление. Но имея личное разрешение автора, не видим проблем с размещением указанных материалов на нашем сайте.

Насколько тема актуальна, читатель легко поймет по следующему фрагменту:

"Его (Петра -прим. ред.) расчёты были следующие: если русская армия достигнет берегов Дуная раньше турок, то к ней присоединятся валашский господарь Бранкован и молдавский господарь Кантемир, а балканские народы, находившиеся под игом Османской империи (греки, сербы и др.), поднимут восстание. Русская армия получит военную, моральную и продовольственную поддержку, и турецкая армия не отважится выходить за пределы Дуная. Настроить царя Петра на оптимистичный исход кампании «помогла» также его разведка: все шпионы и соглядатаи докладывали, что турки испытывали непреодолимый страх перед русскими воинами и воевать будут плохо."

Автор очерка подробно и детально показывает несостоятельность версии об исключительной агрессивности Петра, который, окрыленный победой над шведской армией , решил якобы принудить Турцию силой к неким выгодным для России шагам. В реальности шла долгая и сложная дипломатическая игра, целью которой было как раз сохранение мира и предотвращение масштабного турецкого вторжения.

И именно поэтому обозначенные Россией "красные линии" турки каждый раз демонстративно перешагивали, дойдя в результате до официального объявления войны. Некоторые общества принципиально воспринимают любые попытки сохранить мир как слабость и реагируют соответственно.

Во многом такому восприятию способствовал сбежавший после Полтавской битвы под защиту турецкого султана шведский король Карл XII. Несколько позже великий русский полководец Александр Васильевич Суворов в свойственной ему лаконичной манере определил недопустимость подобных раскладов в следующей фразе:

"НЕДОРУБЛЕННЫЙ ЛЕС ОПЯТЬ ВЫРАСТАЕТ".

Увы, политики предупреждению полководца не вняли. Ни при царях, ни в советский период, ни в постсоветский особенно.

-3

Однако, вернемся к очерку.

Григорьев показывает, что интрига Карла XII была ориентирована не только и не столько на турецкую правящую верхушку, сколько на извечно враждебного России Крымского хана, которому явно было чего опасаться в случае усиления Державы Петра. Бесконечно терпеть набеги крымчаков просто не было более никакой возможности, этот вопрос растущая Империя должна была решить раз и навсегда НЕИЗБЕЖНО. Крымский хан это прекрасно понимал.

И надо признать - усилия битого короля Швеции дали результат. Карлу удалось нанести еще один удар России, даже будучи побежденным.

Карл XII в Бендерах.
Карл XII в Бендерах.

"В сентябре 1710 года Девлет-Гирей прибыл в Стамбул. На заседании дивана хан запугивал султана тем, что будто бы русский царь, значительно усилившийся благодаря победе над шведами, выдвигает претензии на Османские земли, что русские войска укрепляются в районе Каменец-Подольска. По мнению английского посла в Стамбуле Роберта Саттона, в принятии окончательного решения о начале войны определяющую роль сыграла именно агитация Девлет-Гирея. Как писал Саттон, "война с Россией целиком является делом татарского хана". В результате 9 ноября 1710 года был оглашен султанский фирман (указ) о начале войны с Россией, а русский посол в Стамбуле П.А.Толстой, как мы уже упоминали, был посажен в Семибашенный замок."

В период подготовки Прутского похода крымские татары и запорожцы УЖЕ разоряли Левобережную Украину. И именно тогда местное население УЖЕ получило урок, который по идее должен был навсегда объяснить, что в союзах с врагами России украинцам всегда будет отводиться роль разменной монеты и подножного корма для идущих на Русь завоевателей - с Запада ли, с Юга ли - неважно. Должен был, но не объяснил. История повторяется снова и снова.

Мы не станем пересказывать очерк Григорьева в "лайт-версии", это было бы неуважением к труду Автора. Предоставляем читателю возможность изучить весь текст самостоятельно и сделать собственные выводы.

Но обозначенные выше проблемы позволим себе таки немного обсудить. В последующих материалах. Так что...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.