Тисово-самшитная роща (или Хостинская роща) - это уникальнейший реликтовый лес, располагающийся на территории Кавказского заповедника и Сочинского национального парка. Помнящий голые пяточки динозавров, переживший великий ледниковый период, из-за своего выгодного географического положения лесная флора там оставалась фактически неизменной десятки миллионов лет. Пережил он также и охочих до ценного пиломатериала турков-краснодеревщиков, всё вопреки судьбе, даже вопреки всем знакомым ассоциациям, Самшит гордо тонул в воде, за что и получил прозвище "Железный". Но хрен там плавал, ведь испытание Россией этот памятник растительности третичного периода конкретно завалил. Ледниковый период был лишь разминкой перед зимними олимпийскими играми в Сочи, где он продул, выступив даже хуже, чем сборная Ямайки по бобслею...
Началось всё с олимпийской стройки: с 2009-го года бульдозеры лихо прогрызали через природоохранную территорию совсем новую и безусловно важную трассу Адлер - Красная поляна, после чего краснокнижного самшита колхидского (Buxus colchica) стало на 23 гектара меньше. Именно он совместно с тисом ягодным (Taxus baccata) формирует тисо-самшитовую рощу в Кавказском биосферном заповеднике. На тот момент в дикой природе колхидский самшит можно было найти только на Кавказе — в России, Абхазии, Грузии и на немногочисленных горных участках в Турции. Ущерб природе пообещали компенсировать: в 2012 году, в ходе акции «Зеленый марафон», на территории олимпийской деревни высадили саженцы другого вида — шарообразного самшита вечнозеленого (Buxus sempervirens). Организаторы с гордостью подчеркивали, что их специально привезли из итальянского питомника. «Высаживая тысячи деревьев, мы вместе создаем зеленое наследие Олимпиады уже сегодня,— говорил в интервью президент оргкомитета "Сочи 2014" Дмитрий Чернышенко.— И в очередной раз подтверждаем наше стремление провести в 2014 году Игры в гармонии с природой».
В сентябре 2012 года сотрудница Сочинского национального парка, Наталья Ширяева, находясь в питомнике временного содержания посадочного материала, была поражена, когда обнаружила кем-то съеденное в труху дерево. Покопавшись в зарубежных публикациях, она вычислила виновника безобразия - партия саженцев была поражена самшитовой огневкой (Cydalima perspectalis), бабочкой из восточной Азии, завезённой в Европу в середине нулевых, где ее гусеницы уничтожали декоративный самшит, очень популярный в ландшафтном дизайне. Кстати, из-за широкого применения в ксилографии (иллюстрации в газетах 19-го века во всём мире резались на самшитовых досках, иногда размером в газетный разворот) самшит уже бывал на грани исчезновения, так что большинство современных западноевропейских перелесков являются относительно недавними насаждениями.
Дело запахло жареным, и сочинские экологи забили тревогу: чтобы миновать катастрофу всю партию необходимо сжечь. И агрономы-таки составили акт о сожжении и сожгли… ту самую кочерыжку, которую видела доктор биологических наук Наталья Ширяева, ну а вы че хотели. К тому же часть саженцев, на которых видимо приехала огнёвка, уже начинали по-бырому высаживать на сочинских клумбах. Зато теперь растения перед посадкой стали щедро поливать инсектицидами с ведра, что, как выяснится потом, не особо помогло.
Сначала огнёвка притаилась под корой, перезимовала. А весной следующего года объявилась разом во всех городских насаждениях Сочи, после чего забралась в леса нацпарка и добралась до одной из главных природных достопримечательностей Краснодарского края — тисо-самшитовой рощи Кавказского биосферного заповедника. В 2013 году огневку обнаружили в Краснодаре, Новороссийске, Геленджике, Грозном. Благодаря субтропическому климату она стала давать потомство четыре раза в год (в Европе только два раза), а горно-долинный ветер разносил бабочек на много миль вокруг. Причем в Сочи продолжали завозить разнообразный посадочный материал: пальмы, самшит, эвкалипт и другие экзоты. Вместе с пальмами из Италии приехали и другие инвазивные паразиты-насекомые, с радостью кинувшиеся хрустеть местной кормовой базой.
А почему фитосанитарный контроль пропустил их через границу? Потому что не было закона о карантине растений. Потом его приняли в 2014-м, но огнёвку не внесли в карантинный перечень. А спортсмены, тем временем, бежали с факелами через всю страну, чтобы зажечь большой факел.
Применять пестициды на территории заповедников в России запрещено, как и на местах, где химикаты могут попасть в водотоки, а именно там и располагались почти все самшитовые рощи. Руководители ООПТ (особо охраняемые природные территории) просили Минприроды принять нужные для обхода закона поправки или ввести режим чрезвычайного положения. Но этого не было сделано.
В 2014-15-х годах огневки перемахнули через кавказский хребет и съели в Адыгее 500-летний «Массив самшита колхидского», затем отправились за пропитанием в Грузию и Абхазию. Когда масштаб пиршества гусениц начал потрясать воображение, очнулось правительство и городские администрации, открыто заявившие, что проблема существует, что она решается (министр Сергей Донской, например, выразил мнение, что появление вредителей на импортном товаре может быть не случайным) - в общем, ждите, мы что-нибудь придумаем. Через несколько лет они посоветовали всем критикам приезжать в Краснодарский край и самим руками собирать гусениц, которые тем временем падали на головы очумевших туристов и оставляли на коже ожоги.
Адекватно ответить вредителям никто не мог: обычная химия на насекомых не действовала, механический способ уничтожения неэффективен, плюс у гусениц нет естественных врагов, так как их никто не хочет трогать из-за ядовитых алкалоидов. Огневка повреждает самшит, что приводит к быстрому усыханию дерева. Гусеницы, размер которых может достигать 4 см, опутывают самшит рыхлой паутиной, на которой кроме экскрементов личинок находятся их линочные шкурки и черные головные капсулы. Чтобы пробираться по тропам заповедника туристам раздавали палки для наматывания паутины.
Экологи тем временем не останавливались и пытались сделать хотя бы что-то, искали бабочкам природных врагов: китайских мушек-наездниц (Chouioia cunea), например, или хищных ос (Euodynerus posticus). Но тщетно, хищники оказывались недостаточно эффективными врагами. То распыляли споры энтомопатогенных грибов, вирусы, устанавливали феромонные и светоловушки… Пока новые препараты проходили исследования и проверки, а старые запрещались к использованию в ООПТ, огневка доела реликтовые самшиты России.
Из-за отсутствия листьев, подлесок тоже вымер под солнечными лучами, не прикрытый пологом самшитов. Несмотря на то, что огнёвка является монофагом (крайняя степень специализации питания), от голода она переключалась на другие деревья, вроде ультра-ядовитого тиса, лавровишни и пр., а в скоплениях средневозрастных гусениц Cydalima perspectalis на почве наблюдались массовые случаи каннибализма. Голодные личинки активно поедали раздавленных посетителями Хостинской рощи гусениц своего вида.
До нашествия огневки в Краснодарском крае и Адыгее росло порядка 8 тыс. га самшита. На данный момент дикий самшит на территории России остался только на маленьком клочке земли в Адыгее на площади 4,5 га — это ровно 1% от того, что было до нашествия. В 2018-м году создали искусственные резерваты генотипа Buxus colchica, способного впоследствии возобновить популяцию. Да и некоторые, казавшиеся безнадёжно потерянными, деревья дают новые побеги, а энтузиасты-работники парка тщательно оберегают уцелевшие проценты. Хочется верить что роща заживёт, но самшит растёт медленно, прибавляя в год 1 мм в диаметре, и достигая максимальной своей высоты лишь к 400-500 годам своей жизни.