Найти в Дзене

Сто тысяч почему: деньги и зарплаты в СССР

Хотя в первые десятилетия существования Советского Союза его руководители еще верили в скорое построение коммунизма и полную отмену денег, эти "презренные бумажки" играли важную роль в жизни общества. Правда, при анализе советской денежной политики все время возникала масса вопросов, получить рациональные ответы на которые было невозможно.

В 1961 году по инициативе Никиты Хрущева была принята Программа КПСС, которая обещала построение светлого будущего уже к 1980 году. На несколько лет города и села СССР украсили плакаты: "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!" Когда стало понятным, что это очередная авантюра отправленного на пенсию реформатора, плакаты сняли. Наступление коммунизма никогда не отменяли официально, но откладывали на неопределенный срок. Правда, мало кто из жителей СССР понимал, что это вообще такое. Ходил даже анекдот, в котором старушка объясняла это понятие: "При коммунизме, как при царе, все в магазинах будет!"

Феликс Чуев и Вячеслав Молотов
Феликс Чуев и Вячеслав Молотов

Впрочем, даже сами лидеры страны плохо представляли себе коммунизм. Не будем брать Леонида Ильича, который Маркса никогда не читал и не пытался представить себя марксистом. Крупный большевик сталинской эпохи, автор теоретических трудов Вячеслав Молотов так объяснял принцип удовлетворения запросов трудящихся при начальной фазе коммунизма поэту Феликсу Чуеву: "Максимального удовлетворения вообще никогда не будет. Это очень зря Сталин употребил, это, так сказать, заигрывание. Что значит – максимальное? Каждый заведет себе рояль, каждый заведет себе авто – это же абсурд. Значит, не максимальное, а удовлетворение всех основных потребностей. Все будут иметь, любой пользуйся – общественным. Вот теперь, я в том числе, и все министры и прочие пользуются столовой. Заплатил 60 рублей в месяц и получил все продукты. Выработал 100 дней трудовых – получай. Маркс и говорит: каждый будет получать за проработанное свое количество дней. Работал, вырабатывал башмаки, 100 пар, проработал 100 дней над этими башмаками, ты берешь пару лишь башмаков, а остальные 99 ты получишь другими продуктами, и выбирай, что тебе нужно".

-3

По сути дела, речь идет о системе безденежного распределения товаров в виде пайков, которая в том или ином виде существовала в СССР почти всегда (в колхозах так действовала система трудодней). Коммунизм в глазах Молотова - более изобильное распределение пайков с повышенными нормами, но при "строгом учете" - каждый все равно не возьмет себе рояль и уж тем более автомобиль. Впрочем, и Молотов не отрицает, что эта система не может существовать рядом с капиталистическими странами. Коммунизм возможен только при "полной победе пролетарской революции во всем мире". А поскольку этого не могло произойти даже теоретически (коммунизм по определению - следующая фаза после развитого капитализма, но многие страны еще жили при феодализме), коммунизма советские граждане могли не ждать.

-4

Но они жили в эпоху так называемого "развитого социализма", в которой деньги играли определенную роль. Правда, более 86% производимой продукции в стране распространялось вне системы свободной продажи по разного рода спискам, заказам, через спецмагазины и тому подобное. Связано это было с тем, что продукции просто не хватало для свободного распределения. Замзав международного отдел ЦК Анатолий Черняев в своем дневнике пишет, как во второй половине 1970-х "американские друзья" просили СССР: начните поставки хоть какой-нибудь продукции в США, мы будем ее рекламировать и продавать, отправляйте нам хоть что-нибудь для популяризации вашей советской экономической системы. Но отправлять было нечего - производимой продукции не хватало на удовлетворение собственных нужд и на поставки в страны СЭВ.

-5

Зарплаты в СССР были самыми низкими по покупательной способности в Европе (за исключением Албании). С одной стороны, это делало стоимость произведенных в нашей стране товаров привлекательной для экспорта. С другой, было странно видеть, как при многолетних очередях на "Жигули" или "Москвич" среди своих граждан СССР все равно отправляет на экспорт чуть ли не 25% производимых автомобилей. Являлось очевидным, что даже при запредельно высокой стоимости автомобилей внутренний спрос катастрофически не удовлетворяется. Люди проводили ночи у костров только чтобы записаться в очередь на авто (яркая иллюстрация - написанная в застойные годы повесть Юлия Крелина "Очередь"). В любом нормальном обществе спрос рождает предложение. Необходимо было в несколько раз увеличить производство автомобилей в стране, но сделано это не было. Почему?

-6

Достаточно было пройтись по магазинам Костромы или Новосибирска уже в конце 1960-х, чтобы убедиться, что в продаже нет массы продуктов питания, потребительских товаров. Покупать обои жители Ташкента ездили в Москву, но и там в обойных магазинах не было ничего (киножурнал "Фитиль" №215), полностью могли пропасть из магазинов лифчики, электрические лампочки, эмалированная посуда. Хроническим был дефицит стирального порошка, туалетной бумаги, ну а для добычи гвоздей некоторые советские граждане ходили по помойкам, чтобы выдергивать их из старых досок. Необходимо было во много раз нарастить производство потребительских товаров и особенно продуктов питания, однако хиреющее советское сельское хозяйство этого сделать не могло. Урожайность на частных шести сотках была в несколько раз выше любого колхозного поля, отправка студентов и прочих "шефов" на поля и овощебазы тоже не спасала положения. Даже собранный урожай часто портился и гнил из-за катастрофически плохих условий хранения и перевозки. Почему?

Кадр из фильма "Афоня", 1975
Кадр из фильма "Афоня", 1975

Заработные платы в СССР были очень низкими, по сравнению со всеми развитыми странами, но и внутри страны дифференциация зарплат вызывала массу вопросов. К примеру, люди с самой высокой квалификацией и высшим образованием получали намного меньше тех. кто выполнял труд физический. Так, опытный врач-хирург в городской больнице города Куйбышева в 1967 году получал 110 рублей в месяц, а слесарь-инструментальщик местного механического завода - до 250 рублей. Шофер на пятитонке мог вместе с левыми доходами зарабатывать до 300-350 рублей и выше, а учительница в школе - 80 рублей, библиотекарь – 55-60. В 1970-е годы зарплаты повышались, но эта разница оставалась всегда, как и дефицит рабочих рук на предприятиях. Он объяснялся низкой производительностью труда советских рабочих, но почему государство так низко ценило высшее образование?

-8

Если ничтожная зарплата артиста столичного театра (начинающий получал в 1960-е не более 60 рублей в месяц) еще могла объясняться тем, что у актера были иные способы заработков вроде съемок в кино, на ТВ, записей на радио, шефских концертов и новогодних елок, то такая же зарплата у продавцов магазинов прямо способствовала коррупции. Никаких официальных способов увеличить заработок люди торговли не имели. И государство боролось всеми силами, вплоть до расстрелов, с явлением, которое само же и порождало. С одной стороны, недостаточное производство товаров рождает дефицит, с другой, низкие зарплаты продавцов подталкивают их данной ситуацией пользоваться.

-9

Но не стоит думать, что в СССР не было складов, забитых никому не нужными товарами. До 20-30% продукции фабрик одежды и обуви оседало на складах и сгнивало там по причине нулевого спроса. Советскую одежду не покупали даже в магазинах уцененных товаров, поскольку ее выпуск хронически не успевал за модой. Журналисты неоднократно пытались разобраться, почему в магазинах такая плохая обувь и одежда. И всегда раскручивалась одна и та же цепочка - фабрика по выпуску одежды не получает качественного исходного сырья в виде дефицитной ткани, фабрика по выпуску ткани не получает качественного исходного сырья в виде дефицитных красителей, фабрика по выпуску красителей не получает нового оборудования, ну а фабрика по выпуску оборудования и вовсе на голодном пайке, хотя импортные станки давно сгнили под дождем на улице. В итоге все упиралось в нежизнеспособность всей плановой экономики. Так, когда в одном из городов российской глубинки стали разбираться, почему в магазинах нет обыкновенных чайников и кастрюль, хотя местный завод эмалированной посуды получает красные знамена за перевыполнение плана, то выяснялось - у завода план исключительно по тоннажу. Каждый месяц нужно выпускать столько-то тонн продукции. Зачем ему затруднять рабочих мелкими изделиями, когда можно гнать безостановочно 20-литровые баки? Ну а то, что они никому не нужны, завод не интересовало - сбытом он не занимался.

-10

Подобного рода вопросов советская экономика задавала немало, но главный ответ дать боялись - можно ли исправить эту ситуацию при существующей социальной и экономической системе, расходах на ВПК и чудовищном крене в сторону тяжелой промышленности? Первым осмелился ответить коммунистический Китай, начавший уже в 1970-е плавный переход к рыночной экономике под контролем компартии. Еще до прихода Горбачева в верхушке СССР появились планы разгосударствления экономики - передачи сферы услуг и торговли в частные руки. Предплагалось, что до 20% экономики станет частной, до 30% - кооперативной, а еще 50% сохранит за собой государство. Но Михаил Сергеевич резко увеличил гражданам зарплаты, которые нечем было отоваривать, отменил государственную монополию внешней торговли и начал антиалкогольую кампанию, что окончательно уничтожило и без того умирающую экономическую систему.

Дорогие друзья! Подписывайтесь на канал, поддержите его существование и развитие!