Найти тему
Народ и партию объединить не смогли. Но был ли шанс?
Возможность внедрить хотя бы зачатки народовластия в 1960-е была безнадежно упущена. Не имевший никаких прав на управление "народной страной" советский народ медленно накапливал отрицательную энергию, которая прорвалась в 1990-е. 1960-е годы стали последними периодом, в течение которого СССР мог осуществить реформу подлинного народоуправления, и в теории она должна была частично самортизировать недовольство населения. Но сделано этого не было, и страна покатилась дальше к своему закономерному финалу...
2 года назад
Последняя попытка спасти систему: реформа Косыгина-Либермана
Организованные М.С. Горбачевым попытки "перестроить" советскую страну в конце 1980-х уже были безнадежны - уровень технологического отставания вкупе с моральной усталостью населения и кризисом социалистического блока не давали СССР и его "друзьям" ни одного шанса сохраниться. Но он был в 1960-е, когда советский премьер Косыгин затеял свою реформу. Увы, даже тогда этот шанс был признанным, так как предполагались лишь поверхностные изменения. Советская экономика, интенсивно развивавшаяся в первые...
497 читали · 2 года назад
Сто тысяч почему: деньги и зарплаты в СССР
Хотя в первые десятилетия существования Советского Союза его руководители еще верили в скорое построение коммунизма и полную отмену денег, эти "презренные бумажки" играли важную роль в жизни общества. Правда, при анализе советской денежной политики все время возникала масса вопросов, получить рациональные ответы на которые было невозможно. В 1961 году по инициативе Никиты Хрущева была принята Программа КПСС, которая обещала построение светлого будущего уже к 1980 году. На несколько лет города и...
2 года назад
Как советский народ перестал верить в Ленина
Крах последней самой большой пропагандисткой иллюзии пришелся на вторую половину 1960-х годов. Косвенно в этом были виноваты стоящие у власти лица, но при здравом размышлении по-другому и не могло быть. А с исчезновением веры в Ленина государство лишилось главной идеологической опоры и было обречено на медленную смерть. После 1953 года огромная страна начала оживать, как это происходит с природой после затяжной зимы. Не зря символом этой эпохи стало название в целом довольно посредственного романа Ильи Эренбурга "Оттепель"...
2 года назад
Почему Хрущев и Брежнев так и не открыли границы СССР
Оба лидера искренне полагали, что людей нельзя насильно удерживать в стране. Но выезд за границу по собственному желанию часто воспринимался, как измена Родине, и вернуться было уже нельзя. После смерти Сталина в 1953 году СССР вошел в короткую эпоху «оттепели» и относительной либерализации. Из лагерей вернулись миллионы людей, были прекращены сфабрикованные дела, исчезла атмосфера тотальной подозрительности и страха. А в 1957 году произошло и вовсе неслыханное - в Москву приехали десятки тысяч иностранцев на фестиваль молодежи и студентов...
2 года назад
Как «сталинские портянки» стали «хрущевскими фантиками»
В начале 1961 года советские граждане получили в свое распоряжение новые деньги, гораздо меньшие по размеру. В официальной пропаганде всегда говорилось о том, что реформа проведена строго «в интересах населения», и цены в стране снизились ровно в 10 раз. Давайте разберемся, так ли это было. Никита Хрущёв вошёл в историю нашей страны как автор целого ряда противоречивых реформ. Какие-то из них можно однозначно поставить ему в заслугу. Например, развенчание культа личности Сталина, выпуск из лагерей и реабилитацию миллионов людей...
2 года назад
Гаражные страсти в СССР 1960-х
Знаменитый фильм Эльдара Рязанова "Гараж" 1979 года подробно осветил эту проблему, которая так терзала советских людей. Иметь личный гараж хотели все автовладельцы, а путь к этому счастью лежал почти исключительно через гаражные кооперативы. Количество автомобилистов в 1960-е годы в Советском Союзе начало стремительно расти, но они почти сразу столкнулись со значительной проблемой - отсутствием гаражей. Многие машины зимой превращались в огромные сугробы, их пожирала ржавчина, и сердца автовладельцев при виде такого варварства обливались кровью...
2 года назад
Почему советским работникам торговли приходилось нарушать закон
Устойчивый образ советского продавца, как законченного ворюги, сохранялся в обществе почти все время существования СССР. Между тем несовершенство законов и регулирующих актов само подталкивало торговых работников к их нарушениям. Как-то в середине 1960-х годов в одной из центральных советских газет появилось возмущённое письмо читателя. Он недоумевал, почему в фильмах, книгах и спектаклях продавцы, завскладами, товароведы и директора магазинов постоянно изображаются ворюгами. Герой комедии "Берегись...
2 года назад
Как в СССР убили идею автопроката
На фоне радикальной нехватки автомобилей в свободной продаже в 1960-е годы в СССР решили развивать индустрию автопроката. К сожалению, и в этом случае от изначальной задумки при её реализации не осталось почти ничего, Давайте вспомним, как и почему умер автопрокат. Идея массового распространения автопроката как альтернативы такси у Никиты Сергеевича Хрущёва родилась во время поездки в США наряду с кукурузой и вендинговыми машинами (о них еще расскажем). В Америке автопрокат чрезвычайно развит, и...
177 читали · 2 года назад
Как жилищные кооперативы портили нервы советских людей
С конца 1950-х годов по инициативе первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в стране развернулось массовое жилищное строительство – отовсюду полезли пятиэтажки «хрущевки». Государство вкладывало в него миллиарды рублей каждый год, но этих денег всё равно не хватало, и тогда было принято решение начать также массово строить и кооперативное жильё на собственные средства граждан. В 1960-е годы кооперативная квартира, в среднем, стоила от 3 до 5 тысяч рублей, позднее уже в 1970-е квадратный метр поднялся в цене до 300 рублей, так что за квартиру в 50 квадратов надо было выкладывать 15 000...
176 читали · 2 года назад
Как в СССР собирались отнять частные автомобили
В 1960-е годы материальные возможности советского общества оказались настолько несопоставимыми с возможностями автопромышленности, что всерьез появилась идея вовсе отменить частные автомобили и отнять уже имеющиеся, чтобы никому не было обидно. К счастью, воплотить ее в жизнь не удалось. Личный автомобиль в Советском Союзе долгое время был роскошью, и купить его могли себе позволить только привилегированные члены общества вроде летчиков, стахановцев, шахтёров, академиков или артистов. Лишь во второй...
1884 читали · 2 года назад
1960-е годы - первая эпоха ларьков в СССР
Принято считать, что ларьки массово обрушились на нашу страну только в конце перестройки с появлением кооперативов и частных торговцев. Однако уже в начале1960-х годов улицы советских городов, включая и Москву, были забиты наспех сколоченными ларьками и киосками, где продавалось все, что душе угодно. Достаточно было прогуляться по некоторым районам Москвы, особенно тем, где вырастали новые жилмассивы, чтобы обнаружить на своём пути сотни быстро сколоченных из досок или смонтированных из всевозможных стале-алюминиевых конструкций и стекла ларьков, палаток и киосков...
498 читали · 2 года назад