Найти в Дзене
Николай Стародымов

Последний месяц Афганской войны на Кушкинском направлении. Ч.-2

Афганская зима
Афганская зима

22.01.89. Н.п. Адраскан

Инженерно-саперный батальон, которым командовал подполковник Андрей Рожко, получил задачу ежедневно проверять дорогу, чтобы исключить вероятность подрыва техники. Кроме того, воины батальона занимались подготовкой трассы к движению на север, в сторону Кушки.

В результате было обнаружено и обезврежено 58 мин и 9 фугасов, проверено 126 виадуков и мостов, захвачено в плен 2 мятежника, в качестве трофеев взято 2 автомата китайского производства, добыто и очищено 117 кубометров воды, протралено 500 км дорог, восстановлено для движения 2 моста. При выполнении задач отличились офицеры Е. Свидовский, П. Куликов, М. Шилов, Н. Стамбаев, Ю. Семенов, А. Арсенович, а также младший сержант С. Кузьмин и рядовой Ю. Деркач.

23.01.89. Кандагар

Очередной самолет с боеприпасами заходил на посадку, когда мятежники открыли по нему плотный огонь. Пытаясь увести машину от пунктиров трассирующих пуль, пилот жестче, чем допускается, посадил самолет. В результате «борт» получил повреждения. Экипаж и груз не пострадали.

Крылатая машина долго ремонтировалась и в конце концов поломки удалось устранить. Самолет позднее благополучно улетел.

24.01.89. Кандагар

Ночные перевозки в этот день мятежникам удалось-таки сорвать. По двум нашим заходящим на посадку самолетам они открыли настолько плотный огонь, что пилотам не оставалось ничего иного, как развернуть машины и увести их обратно в Шинданд. Становилось все очевиднее, что поддерживать «воздушный мост» будет очень нелегко.

В 12 часов над аэродромом прогремел взрыв огромной силы. Это в результате диверсии взорвались 300 тонн боеприпасов, завезенных по «воздушному мосту» и переданных частям афганской армии. Так, стараниями мятежникам и халатности (пособничеству?) охраны был уничтожен труд разведчиков и авиаторов, затраченный на протяжение предыдущих четырех суток. Одновременно на аэродром обрушился ракетно-артиллерийский удар. 4 ракеты упало на взлетно-посадочную полосу. Так что разведчикам, помимо охраны и обороны базы пришлось также засыпать воронки, ремонтировать ВПП.

От афганцев стало известно, что мятежники подтянули к аэродрому дополнительную партию ракет, в том числе и зенитный комплекс «Стингер».

25.01.89. Южнее перевала Рабати-Мирза

Техник роты прапорщик Василий Васютинский возвращался с объезда сторожевых застав. Бронетранспортер, на котором он ехал, обогнал юркий «Уазик».

- Это ж надо, без «брони»! - удивился пулеметчик, увидевший, что в машине сидят люди в афганской военной форме.

Солдат был бы удивлен еще больше, если б знал, что в машине ехал новый командующий царандоя (полиции) провинции Герат.

Однако душманы об этом знали, автомобиль ждала засада.

Когда советский БТР выехал из-за поворота, бой еще продолжался. Тем не менее, участь генерала и сопровождавших его офицеров была бы предрешена...

Когда бронетранспортер остановился, к нему подбежал афганский солдат-водитель.

- Шурави, помоги! - кричал он.

Васютинский секунду колебался. Ведь был приказ в бой с душманами по возможности не вступать. Надо сказать, что и ряд отрядов вооруженной оппозиции, видя, что советские войска и в самом деле собираются покидать территорию страны, соблюдали это перемирие.

И все же колебался Василий недолго. В самом деле, как можно оставить в беде людей, с которыми провоевали бок о бок девять лет?.. Прапорщик сел к пулемету. Стрелок он был, в общем-то, не слишком опытный - все же должность не самая боевая. Тем не менее, он сумел уничтожить шестерых душманов и еще двоим огнем отрезал путь к отступлению.

Так советский прапорщик спас жизнь афганскому генералу.

.

26.01.89. Кандагар

За ночь сюда прибыло 14 транспортных самолетов. Общий вес переброшенных по «воздушному мосту» грузов достиг 1000 тонн...

.

27.01.89. Перевал Рабати-Мирза

Сторожевая застава, расположенная на перевале, постоянно подвергалась обстрелам. Во время одного из них, не справившись с управлением на покрытой мокрым снегом «бетонке», начал скользить к пропасти автомобиль «Урал», за рулем которого находился сержант Сыроб Агекян. Это увидел водитель БТР рядовой Зайнутдин-оглы. Он попытался остановить падение автомобиля корпусом своего бронетранспортера. Однако было уже поздно. От удара страшной силы Зайнутдин-оглы получил тяжелейшую травму - у него не выдержал позвоночник. А «Урал» сорвался-таки в пропасть...

.

27.01.89. Н.п. Адраскан

Дважды был обстрелян пункт постоянной дислокации располагавшегося здесь отдельного инженерно-саперного батальона 5-й гвардейской мотострелковой дивизии. Под огнем мятежников рядовые Р. Прусак, В. Тырак, А. Бойков обнаружили три мины и фугас, управляемый по проводам. Младший сержант С. Ольшанский нашел две мины и фугас. Такие «сюрпризы» полагается уничтожать на месте, так как они могут быть снабжены элементами неизвлекаемости. Однако в случае взрыва было бы значительно повреждено дорожное полотно. Поэтому младший сержант С. Ольшанский обезвредил их, несмотря на опасность.