Автор Вячеслав Киреев
Бывает, что вы разогнались и написали на пару-тройку страниц больше, чем требует кинокомпания. Запомните — сокращать всегда легче, чем дописывать. Итак, вам нужно убрать три страницы текста, но всё, что вы написали, очень важно для сюжета. Как быть?
1) Проверьте форматирование текста. Шрифт по умолчанию должен быть Courier New. Если вы использовали другой шрифт, например просто Courier, смена шрифта уберёт несколько строчек.
2) Проверьте все заголовки сцен — место и время. Длина заголовка сцены должна умещаться в одну строку. Всё, что больше — сократите. Например, заголовок сцены имеет следующий вид: НАТ. ПОДЪЕЗД МНОГОЭТАЖНОГО ДОМА / ИНТ. САЛОН ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ — РАННИЙ ВЕЧЕР. Замените этот заголовок на: НАТ. ПОДЪЕЗД МНОГОЭТАЖКИ / ИНТ. САЛОН МАШИНЫ — ВЕЧЕР. Можно ещё короче: НАТ. ПОДЪЕЗД ДОМА/ ИНТ. АВТОМОБИЛЬ — ВЕЧЕР.
Детали сцены можно дать в описании, но если из контекста понятно где и что происходит, то даже детали не нужны. Есть художники-постановщики, локейщики, будьте уверены, они обязательно что-то подыщут что-то под руководством режиссёра.
3) Проверьте экранные имена героев. Имя Аделаида Константиновна вполне можно заменить на Главбух. В Ворде это делается просто: Поиск→ Замена. Вписываете нужное имя, в другую строку — новое имя, нажимаете одну кнопочку и имена автоматически поменяются во всём тексте.
4) Проверьте все ремарки в репликах. В подавляющем большинстве случаев они просто не нужны. Если реплика не воспринимается двояко — удалите ремарки.
5) Проверьте текст на наличие технического текста типа ПРОД. и ДАЛЬШЕ. Удалите весь служебный текст, он никому не нужен.
6) Проверьте текст на наличие лишних пустых строк. Удалите все лишние пустые строки.
7) Проверьте блоки описания действия. После перечисленных выше манипуляций вы наверняка сократили текст примерно на одну страницу. Теперь настало время почитать что же вы написали. Блоки описания действия читайте два раза. При первом чтении безжалостно удаляйте все литературные красоты или откровенно избыточные описания, например, как и во что одеты ваши персонажи, какие у них глаза или волосы. Оставляйте описание одежды только там, где эти персонажи одеты как-то необычно или, в случае с полицейскими или военными, нужно всегда указывать, в форме они или нет. Если одежда важна для сюжета — тоже оставляйте.
При повторном чтении описаний действия проверяйте каждое предложение. Если предложение длинное, попробуйте переформулировать его в сторону сокращения или просто удалите парочку прилагательных, без которых смысл не пострадает. Излишне не увлекайтесь. Смысл этого второго этапа в том, чтобы убрать хвосты абзацев — неполные строки. Задача — убрать несколько слов, чтобы сократить абзац на одну строку. Эта процедура позволит вам убрать минимум одну страницу текста.
8) Проверьте реплики персонажей. Это самое сложное. Сначала перечитайте весь диалог в сцене. Удалите откровенно лишние реплики, которые не несут существенной информации.
Снова перечитайте диалог. Попробуйте совместить две реплики в одну. Например:
ВАСЯ: Привет!
ПЕТЯ: Привет! Как дела?
ВАСЯ: Да нормально.
ПЕТЯ: Мы в клуб собрались, ты с нами?
Сделайте так:
ВАСЯ: Привет! Как дела?
ПЕТЯ: Привет! Мы в клуб собрались, ты с нами?
В третий раз перечитайте диалог. Изучите каждую реплику на предмет сокращения. Задача — убрать хвосты строк (неполные строки). Для этого обычно достаточно удаления одного-двух слов. Лучше всего для этого подходят слова-паразиты и прилагательные. При необходимости переформулируйте реплику чтобы сделать её короче.
Выдохните. Я уверен, что после этих процедур три страницы текста ушли в небытие.
Удачи!