Найти в Дзене
Мир

Экономика Индии. В первые годы независимости объемы золотовалютных резервов Индии резко упали.

На протяжении большей части своей истории после обретения независимости Индия проводила социалистическую экономическую политику с правительственным участием в частном секторе, строгим контролем над иностранной торговлей и инвестициями.

Также заметно сократился бюджетный дефицит - как федеральный, так и отдельных штатов.

С 1992 по 2015 годы средний рост годового ВВП составлял 6,8%, что сделало индийскую экономику одной из самых быстроразвивающихся в мире.

За последние два десятилетия экономика Индии испытала стабильный рост, но если сравнивать различные социальные группы, географические регионы, сельскую и городскую местность, экономический рост не был равномерным.

В последнее время Индия, благодаря наличию большого количества англоговорящих специалистов-профессионалов, стала аутсорсинговым местом назначения для многих мультинациональных корпораций и популярным местом для "медицинского туризма". Индия также превратилась в значительного экспортера программного обеспечения, а также финансовых и технологических услуг.

В 2010/11 финансовом году экспорт составил 250,5 млрд долларов США, а импорт - около 380,9 млрд. Основной экспорт (2009/10 финансовый год) приходится на машины и оборудование (21,4%), кустарные изделия (16,8%), химическую продукцию (12,8%), продовольствие и сельскохозяйственное сырье (10,0%), готовую одежду и текстиль (8,1%). Основные покупатели (2009/10 финансовый год): ЕС (20,2%), США (10,9%).

Речной транспорт
Речной транспорт

Проблема внешнего долга Индии обострилась в конце 1980-х годов, когда он достиг 83,8 млрд долларов (29% ВВП в 1990/91 финансовом году), тогда как в 1980/81 финансовом году он составлял 23,5 млрд долларов (менее 12% ВВП). При этом доля государственного долга в общей внешней задолженности составила 59,9% (1990/91 финансовый год). К 2001/02 финансовому году ситуация улучшилась - государственный долг сократился до 43,6 млрд долларов и почти не изменился за пять последующих лет (46,3 млрд долларов в 2005/06 финансовом году).

В Индии представлены все виды транспорта: водный (морской и речной), автомобильный, воздушный, железнодорожный, трубопроводный. Железнодорожный транспорт в Индии обеспечивает массовые перевозки грузов и людей. Протяженность железнодорожной сети (2009 год) - более 63 тыс км, в том числе 18 тыс км электрифицированы. В год перевозится до 6 миллиардов пассажиров и 350 миллионов тонн грузов. Основным железнодорожным оператором страны, контролирующим 99% перевозок, является Индиан Роллвейс.

Река Ганг
Река Ганг

На 1950 год в Индии насчитывалось 382 тыс км грунтовых дорог и 136 тыс км шоссейных дорог. Из этих дорог были пригодны для интенсивного движения грузового и пассажирского автотранспорта всего 22 тыс км. В Индии судоходны нижние течения рек Ганг, Кришна, Годавари, Кавери. Эти реки используются для транспортировки грузов, еще в 1950-х годах 3/4 грузов перевозилось по рекам на парусных судах. В 1951 году флот океанских судов Индии насчитывал всего 86 пароходов с тоннажом 338 тысяч тонн. В 1950 году в Индии действовало 64 гражданских аэропорта. В настоящее время в Индии 454 аэропорта.

В первые годы независимости объемы золотовалютных резервов Индии резко упали с 2,161 млрд долларов в 1950/51 финансовом году до 0,637 млрд долларов в 1960/61 финансовом году и затем долгое время держались на низком уровне (0,975 млрд долларов в 1970/71 финансовом году).

-4

Индия лидирует в мире по производству листового мусковита, причем основная добыча приходится на штат Андхра-Прадеш, где расположен слюдяной пояс шириной 25 км и длиной 100 км. Очень развита незаконная добыча в закрытых шахтах, порой с использованием детского труда. В 2012-2013 году официально добыто 1255 тонн природной слюды на 32 месторождениях.

Для внешней торговли независимой Индии характерно постоянное преобладание импорта над экспортом. В первые десятилетия независимости внешнеторговый оборот увеличивался, но очень медленно: 2,5 млрд долларов в 1950/51 финансовом году, 4,2 млрд долларов в 1970/71 финансовом году.

-5

По данным книги фактов ЦРУ по состоянию на 2017 год, объем экспорта составил 299,3 млрд долл, основными статьями экспорта были химикаты (в том числе лекарства) и нефтепродукты, драгоценные и поделочные камни, машины и оборудование, железная руда, сталь, чай, кофе и другие с/х товары, текстиль.

В 2013 году Индия направила за рубеж 1,7 млрд долларов прямых инвестиций (0,1 % от общемирового экспорта прямых иностранных инвестиций). Общий же объем накопленных прямых иностранных инвестиций страны составил в 2013 году 119,8 млрд долларов (0,5% от общемирового объема накопленных прямых иностранных инвестиций).

Бангалор
Бангалор

Из 5161 индийского города 4861 не имеет канализационных сетей. Даже в Бангалоре и Хайдарабаде, индийских хай-тек-мегаполисах, более половины населения не имеют доступа к канализации. Доступ к водопроводной воде имеют только 50% городов. Это означает, что вода есть только от часа до шести часов в сутки.