Женская судьба в традиционной культуре всегда была связана с созданием тканей, кружев, вышивок из нитей. Удивительно, но это занятие многие века объединяло женщин, независимо от их социального положения.
Просто богатые дамы занимались таким рукоделием для забавы, а бедные таким образом одевали всю свою семью или зарабатывали себе на хлеб.
Долгие века ткачество и прядение были нелегким трудом, ведь тот же лен нужно было сначала вырастить, потом привести в должное для изготовления нитей состояние, потом только изготовить из него материю. Обработка шерсти также занимала немало времени.
Поэтому девочек из крестьянских семей учили такому мастерству с детства. Уже в 5-6 лет сажали за прялку, а первую нитку, созданную ею, сворачивали в клубок и сжигали. На удачу, чтобы из ребенка выросла настоящая рукодельница.
Девочка пряла нить неумело, а вот опытная пряха за день работы создавала нитку в 300 аршин (это приблизительно 213 метров). Правда, хватало этой нити для изготовления ткани размером в носовой платок. Поэтому долгими осенними и зимними вечерами после домашней работы женщины пряли. Семьи были большими, а одевать нужно было всех.
При этом само занятие прядением и изготовлением из нитей различных изделий считалось делом особенным, имело даже мистическое значение. Недаром слово «кудель» имеет славянский корень кудь – «чары», отсюда слова «кудесник», «кудесница».
Считалось, что занимаясь таким рукоделием, женщина оберегает свою семью от злых сил.
Недаром в славянской мифологии рожаницы – богини судьбы – были знатными пряхами. Согласно поверью, они невидимым образом появлялись над колыбелькой новорожденного, старшая Рожаница даровала ему Долю – маленькое личное божество, то есть его судьбу. Доля привязывалась к пуповине ребенка. Ее вторая сестра отмеряла нить жизни младенца, а третья – ее отрезала.
Покровительствовала этому Макошь - богиня земли.
Поэтому ткачество и прядение дошли до нас с древности как особо почитаемые женские занятия.
Образы рукодельниц запечатлели русские художники уже в 19 веке. И это и крестьянки, и дворянки, и мещанки. Они прядут, ткут, вяжут, плетут кружева и вышивают. Свой труд они воспринимают по-разному, но каждая из них по-своему отдает себя этому делу.
Вот миловидная и задумчивая крестьянка Анисья, расчесывающая лен на картине художника А. Венецианова, который один из первых в русском искусстве открыл «крестьянский мир» для образованного общества.
Его крестьянки шьют и прядут, и в обыденной повседневности открывается их богатый внутренний мир.
Ниже галерея из картин художника, ее можно листать!
А это симпатичная молодая пряха художника Василия Тропинина, вышедшего из крепостных. А дальше знаменитые картины «Кружевница» и «Златошвейка», «За прошивками», на которых изображены девушки, с одной стороны, вынужденные работать от зари до вечера, а с другой, еще не утратившие очарования молодости.
Ниже галерея из картин художника, ее можно листать!
Вот и другие крестьянки, занимающиеся прядением на картинах Н.Н. Дубовского, А.В. Тыранова, И.М. Прянишникова, Ф.С. Журавлева, Н.В. Неврева, С.А. Виноградова., И.С. Казакова, И.С. Куликова.
Перед вами картины, собранные в галерею. Их можно листать!
А вот грустными глазами смотрит на нас красавица-кружевница В. Верещагина. Художник известен как баталист, но писал он и замечательные портреты современников.
Любили рукодельничать и женщины в возрасте. Ведь это занятие приносит успокоение и умиротворение. В задумчивости вяжут носок и дама с картины И.Ф. Хруцкого, и мать художника И. Крамского с картины К.В. Лемоха, и симпатичная старушка с котом на коленах на картине художника Н.А. Кошелева.
Картины собраны в галерею. Их можно листать!
Занимались рукоделием и дворянки. С огоньком озорства смотрит на нас дама с картины Ф.П. Толстого, чинно вяжет госпожа Кнорре у М.А. Врубеля, гордая красавица в бордовых одеяниях у Ю.Я. Лемана вышивает, задумчиво погрузилась в этот же процесс девушка на картине В.Э. Борисова-Мусатова, а вот скромная монахиня, занятая тоже золотым шитьем, вышивает и супруга художника М. Нестерова Екатерина Петровна и другая скромная красавица, взгляд которой задумчив и таинственен.
Перед вами картины, собранные в галерею. Их можно листать!
Иногда на картинах мы видим настоящие жанровые сцены. Например, на одной из картин вся женская часть семьи шьет приданое невесте, а она сама светловолосая, красивая, с осиной талией заламывает руки и весело улыбается.
А вот картина печальная. Швея готовит свадебное платье, а сама вздыхает. Возможно, эту бедную девушку-бесприданницу никто не берет замуж и ее удел это бесконечная работа с утра до ночи.
А на этой картине швея обрядила в ризу, которую она готовит для священника, свою подругу. Девушкам нравится это веселье, хотя сидящая рядом старуха его осуждает. Мол, нельзя тут над этим смеяться, шалуньи!
А здесь сестренка подшивает рубашечку мальчику, который понимает, что кроме нее ему некому помочь.
Бабушка за шитьем поджидает внуков.
Пожилая крестьянка прядёт кудель на улице, присматривая за детьми.
В конце 19 века в городах открываются ткацкие производства. Работают на них женщины. Их труд оплачивается плохо, а трудовой день длится долго.
Именно лица этих женщин-работниц и сохранили для нас русские художники.
Конечно же, сегодня процесс создания тканей изменился. Одежда стоит относительно недорого, хотя и создается уже из искусственных компонентов. Ручное ткачество и прядение почти ушли из нашей жизни. Но женщины продолжают шить, вязать и вышивать.
Может быть, они неосознанно чувствуют, что связывая друг с другом нити, создавая из них уникальные изделия, они обращаются к древним источникам особой женской силы?
Кто знает?
А занимаетесь ли вы рукоделием, мои уважаемые читательницы?