Найти тему

Почему цены растут и падают? Закон спроса и предложения

Оглавление

Как часто мы задаемся вопросом «Почему цены постоянно растут?» или наоборот удивляемся, когда замечаем резкое падение цены на товар, стоимости валюты или чего-то еще. Сегодня я бы хотел рассказать о законе спроса и предложения или как его еще называют «Основной закон экономики». Итак, вы на канале Лис-аристократ. Приятного чтения.

Что такое спрос?

Чтобы понять как устроен один из фундаментальных законов экономики Для начала необходимо разобраться с тем, что же такое спрос и предложение. Начнем с первого: спрос – запрос на приобретение товара или услуги, зависящий от покупательной способности потребителя. Говоря проще, спрос – показатель того, сколько людей могут купить товар или услугу по назначенной продавцом цене. С одной стороны спрос показывает насколько людям нужны конкретные товары и услуги, а с другой сколько людей могут себе позволить их приобрести.

Разумеется спрос – показатель непостоянный и меняется в зависимости от экономической ситуации в стране, различных товаров, изменения цены на них, сезонности и других факторов. Приведу пример: зимой, когда температура каждый день ниже нуля необходимость в зимних ботинках высокая, в то время как летом они практически никому не нужны.

Как спрос влияет на цены?

Между спросом и ценой существует обратная взаимосвязь, то есть чем выше одно, тем ниже другое. Иными словами, если цена конкретных товаров и услуг упадет, то появится больше людей, которые захотят их купить. Например, спрос на машины марки «Ferrari» достаточно низкий, если сравнивать например с «Ford», ведь немногие могут позволить себе купить спортивный автомобиль. Но если представить, что цена этой марки машин резко упадет до 10 000 рублей, то десятки, если не сотни тысяч людей приобретут себе элитный спортивный автомобиль.

Разумеется все не так однозначно, когда речь заходит об экономике. На спрос также влияет уровень дохода, например, чем больше люди зарабатывают тем большее количество товаров и услуг могут себе позволить. Раз уж речь зашла об автомобилях, то многие люди при повышении уровня дохода решают поменять автомобиль на более дорогой. Также не стоит забывать о товарах первой необходимости, таких как гречка, соль, хлеб лекарства. Увеличение цены на них не так сильно будет влиять на потребность в этих товарах.

-2

Эффект дохода и как спрос на товар влияет на вашу жизнь

Здесь мы плавно переходим к эффекту дохода – экономическому термину, который объясняет как спрос на различные товары и услуги влияет на уровень жизни. В 1915 году российский экономист Евгений Слуцкий опубликовал в итальянском журнале работу под названием «К теории сбалансированного бюджета потребителя» в которой вывел теории названные «эффект дохода» и «эффект замещения». Их суть заключалась в том, что при неизменном доходе, изменение цены на один товар или услугу повлияет приобретение других товаров и услуг. Грубо говоря, если цены на сахар упадут в 2 раза, то у вас освободятся средства на покупку большего количества сахара или других товаров, либо вы решите сохранить их в качестве свободных денег. Это высвобождение средств посредством уменьшение цены и называется в экономике эффектом дохода.

-3

Также не стоит забывать, что изменение спроса может повести за собой и изменение цен. Предлагаю вам окунуться в 2020, когда цены на сахар выросли примерно в 1,5 раза. В том году «Русагро» заявил об уменьшении посева сахарной свеклы на 17%, а также из-за сильной жары и редких дождей был сильный неурожай свеклы. Эти факторы повлияли на предложение сахара, создав дефицит, что также повлияло на цены, но о предложении мы поговорим позже. Сейчас я предлагаю вам обратить внимание на другой момент. В 2020 году России постигла эпидемия «COVID-19», создавшая панику на рынке. Люди, опасавшиеся кризиса и повышения цен стали в огромном количестве скупать сахар, соль, гречку и другие товары первой необходимости. Сильнее всего это паника повлияла на сахар и гречку, которые стало гораздо сложнее купить. Поставщики сахара дабы урегулировать спрос и, конечно, заработать на этом фоне, подняли цены для ритейлеров, которые в свою очередь сделали тоже самое, тем самым повлияв на конечную цену сахара для потребителя.

Таким образом мы можем видеть, что за повышением спроса, в особенности на товары первой необходимости, часто следует и повышение цен. Понимание того, как устроены такие механизмы экономики позволят вам заранее спланировать свой бюджет, сохранить деньги, а при должном везении даже заработать.

Что такое предложение?

Теперь, когда мы разобрались со спросом, перейдем к предложению. Если говорить простыми словами, предложение – количество товара представленное на рынке. На него влияют множество факторов: цена, редкость товара, изменение технологии его производства и другое.

В 1905 году Ричард Сатклифф изобрел конвейерную ленту для добычи угля, которая произвела революцию в горнодобывающей промышленности. Позднее в 1913 году Генри Форд начал использовать такую ленту, заметно уменьшив затраты на производство машин марки «Ford», что кстати сделало их автомобили одними из самых доступных на рынке. Создание поточных линий на производствах также повлияло на доступность множества других товаров, а также привело к развитию металлургии, нефтяной промышленности, производства бумаги и многого другого.

Как предложение связано с ценами?

Взаимосвязью предложения и цены принято считать увеличение или уменьшение производства после повышения или понижения цены. Производитель хочет разработать и увеличивает производство дорогих товаров, а также уменьшает его для недорогих.

Но не все товары и услуги получится так легко производить. Например, драгоценные металлы и камни. Ценность тех же алмазов обусловлена их редкостью, а значит небольшим предложением. По той же причине искусство стоит так дорого. Коллекционеры готовы отдать большие деньги за оригиналы работ Винсента Ван Гога или Леонардо да Винчи, созданных в единственном экземпляре. Это классический пример спроса и предложения о которой мы поговорим дальше: Потребность в товаре высокая, предложение низкое, а значит и цена будет расти.

-4

Взаимосвязь спроса, предложения и цены

В идеале все эти 3 переменных стремятся к равновесию, когда спрос и предложение равны, а цена устраивает как продавцов, так и покупателей. Но мир несовершенен и эти показали находятся в постоянной динамике, на которую могут повлиять мода, технологии, неурожай и много всего еще.

Избыток и дефицит

Чтобы наглядно продемонстрировать взаимодействие спроса и предложения, предлагаю представить типичную ситуацию на рынке. Представим компанию, продающую кроссовки. Один условный популярный баскетболист каждую игру выходит в кроссовках этой компании и хвалит ее на интервью. Люди видят, что их любимый спортсмен носит эту марку кроссовок и тоже хотят купить их себе. Соответственно спрос на данный товар растет и сильно превышает предложение, а цена товара сильно ниже равновесия. Такая ситуация на рынке называется дефицитом.

-5

Вслед за повышением спроса, компании продающие эти кроссовки повышают цены, чтобы больше заработать и приобретают бо́льшие объемы у поставщика. Компания же производящая эти кроссовки увеличивает производство, чтобы также заработать побольше. В итоге, из-за повышенных цен спрос начинает падать, а предложение остается таким же высоким. Цена кроссовок в этом случае сильно выше равновесия. Такая ситуация на рынке называется избытком.

Продавцы видят, что продажи кроссовок упали, а на складе их еще много. Они снижают цены, чтобы быстрее избавиться от товара и уменьшают объемы закупок. Поставщик же понимая, что кроссовки его не пользуются спросом уменьшает объемы производства. Покупатели видят снижение цен и снова хотят приобрести кроссовки повышая спрос и запускают новый цикл вечноменяющихся спроса и предложения.

Эластичность спроса и предложения

Но работает такая система не со всеми товарами и услугами, а только с теми, чей спрос и предложение являются эластичными. Под эластичностью спроса подразумевается, отношение потребителя к изменениями цены, то есть при ее уменьшении люди будут чаще покупать товар и наоборот. Но есть и те товары, которые потребитель будет покупать вне зависимости от того, по какой цене он продается, например лекарства и автомобильное топливо. Спрос на них называется неэластичным и редко или не сильно изменяется под внешними факторами.

Эластичность предложения – это отношение поставщиков к изменениям цены. Такие товары как кроссовки, бытовая техника и мебель являются примером эластичного предложения. При увеличении цены на них поставщики увеличивают их производство и наоборот уменьшают при ее падении. Но есть товары, предложение которых не получится увеличить так легко. Например, драгоценные металлы или биткоин. Их количество ограничено и увеличение или уменьшение цены не сильно повлияет на их производство. Спрос на них всегда будет выше предложения.

Экономические циклы или как спрос и предложение влияют на зарплаты

Цикличность экономики – тема для отдельной статьи, поэтому здесь будут только основные моменты. Рынок труда, как и другие рынки, также подвержены влиянию спроса и предложения. От них зависит количество рабочих мест и зарплаты сотрудников.

Представим условную страну, где экономика начинает расти. Люди активнее берут кредиты, открываются новые предприятия, увеличиваются объемы производства. Предпринимателям нужны сотрудники, то есть спрос повышенный, а значит на рынке труда будет больше вакансий и зарплаты будут расти. Такой период называется оживлением или подъемом.

Но бесконечно расти экономика не может и рано или поздно достигает следующей стадии экономического цикла – пика. Во время этого периода производство достигает максимальной точки, а на рынке труда задействовано огромное количество людей.

Пример экономического цикла
Пример экономического цикла

Следом за пиком следует спад или рецессия, когда наблюдается незначительное уменьшение объемов производства. Спрос меньше предложения, а значит уменьшается количество рабочих мест и зарплаты сотрудников.

Рецессия сменяется депрессией или дном экономического цикла. При депрессии наблюдается сильный спад производства, рост безработицы, люди меньше покупают товаров и услуг. Экономика попадает в низшую точку цикла. Но и депрессия не может длится вечно. Со временем экономика восстанавливается и начинает расти, возвращаясь в стадию оживления.

Помимо экономических циклов на зарплаты влияют и экономические сферы. Например, зарплаты сферы обслуживания обусловлены слишком большим предложением на рынке труда. Сотрудников общественного питания легко заменить, чего не скажешь о рынке информационных технологий. Рынок IT появился относительно недавно и квалифицированных специалистов еще не так много. Спрос всегда выше предложения, отчего компании так цепляются за сотрудников предлагая приятные условия труда и высокие зарплаты.

Заключение

Спрос и предложение охватывают все сферы нашей жизни, от покупки хлеба до покупки дорогих картин и добычи алмазов. Надеюсь, данная статья помогла вам разобраться в одном из основных законов экономики. Если же она была полезной и интересной вы можете поддержать ее лайком. Также рекомендую подписаться на канал, чтобы не пропустить разборы других экономических теорий. Ну а на сегодня все. С вами был канал Лис-аристократ и Кристофер Миллн. До скорой встречи.