Это сейчас самарский Ботанический сад – уникальный «памятник природы регионального значения», расположенный в центре города-миллионника. А двести лет назад вдоль его нынешней территории – по нынешнему Московскому шоссе - в пригороде уездного городка Самара пролегала гужевая дорога в направлении сел Семейкино и Красный Яр.
К началу 1860-х участок от верховьев Постникова оврага до дороги оказался в собственности купца Егора Аннаева. За счет перегороженных плотинами волжских оврагов на территории образовались два пруда, а вокруг них Егор Никитич заложил плодовый сад.
В1880-е годы, как известно, бизнес Аннаева пошатнулся. Разросшийся к этому времени загородный сад, как и основная часть недвижимости, был продан за долги.
Новым владельцем территории сада весной 1887-го года стал самарский второй гильдии купец Василий Кондратьевич Борщев. Основателем ботанического сада считается именно он, поскольку высадил среди яблонь и груш в бывшем саду Аннаева первые экзотические растения – три привезенных из Северной Америки саженца голубых елей.
За каждую из заокеанских красавиц было заплачено по 300 рублей, и на эти деньги можно было купить неплохой дом в городе.
Что могло подвигнуть купца на такие расходы? До нас дошел интересный документ, а именно – выписка из метрических книг, сообщающая, что 12 ноября 1886-го года в Вознесенском соборе священник Николай Ласточкин совершил таинство бракосочетание купца Василия Кондратьевича Борщева, 43 лет, православного, вторым браком и самарской купеческой дочери Наталии Ивановны Костериной, 23 лет, православной, первым браком.
Сопоставив даты, можно предположить, что сад и дорогостоящие "иностранные" хвойники были подарком купца молодой жене.
Среди соседей семья прослыла увлеченными селекционерами, выводившими и размножавшими редкие сорта яблонь и груш. Сыновья и наследники Василия Борщева Александр, Иван и Сергей продолжили семейное садоводческое хобби – пытались районировать южные саженцы, привезенные с Крыма и Закавказья.
После революции в период Гражданской войны, голода и разрухи национализированные Борщевские сады пришли в запустение.
С приходом мирной жизни и по мере восстановления экономики в середине 1920-х началась организационная работа по созданию на их территории научного учреждения – Самарского ботанического сада.
Из мемуаров одного из основателей – профессора-флориста И.С. Сидорука – известно, что главной задачей были, как и прежде, опыты по акклиматизации «завозимых в наш край полезных растений, чтобы сделать их устойчивыми к местным климатическим условиям».
Для проведения «опытов» часть прежних насаждений пришлось уничтожить, а оставшиеся от прежних владельцев постройки – конюшни и сараи – приспособить под лаборатории и жилье сотрудников.
В 1932-м году заработало оранжерейное хозяйство – сначала в виде полуподвальной теплицы для выращивания посадочного материала. В ходе нескольких реконструкций оранжерея заняла два крупных зала высотой 6 м и площадью 1200 кв.м с «тропической» и «субтропической» коллекциями, включающими почти 1200 растений.
В 1933-м году сад впервые открылся для прогулок и экскурсий.
Следующее тяжелое испытание пришлось на военные годы. Лесная роща была вырублена, большая часть коллекций утрачена. Сад сократился с сорока гектаров до одного, вся остальная территория использовалась под огороды.
В ходе послевоенного восстановления, начатого в 1947-м году, были вновь заложены питомники из коллекций садов СССР и зарубежья, сформирована 10-метровая альпийская горка с растениями Жигулевских гор, Кавказа и Карпат, достроена оранжерея. На сегодня коллекция растений включает больше трех с половиной тысяч видов.
Хотя главным назначением сада остается научная работа в сфере всемирной флористики и сохранение редких растений –большинство самарцев воспринимает Ботанический сад как место отдыха на природе и один из лучших городских парков.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете