В историческом центре Самары на пересечении главной улицы Куйбышева (бывшей Дворянской) с Некрасовской часть квартала занимает небольшой нарядный комплекс чисто немецкого облика. Аккуратные двухэтажные домики с арочными окнами второго этажа, а между ними – тоже небольшая и аккуратная церковь с тонким шпилем. Да, облик не обманывает – это лютеранская кирха.
В исторически православно-мусульманской Самаре появление храма иной конфессии – всегда событие интересное. Хотя не только в Самаре. Я уже писала, как строилась, например, лютеранская церковь Святого Эммануэля в Яффо. Там сначала миссионер Мельцер предложил свой участок, потом барон Платон Устинов за него владельцу заплатил, потом приехал кайзер Вильгельм и заложил первый камень, а заодно объявил сбор средств, потом эти средства долго собирались – и так далее, и так далее.
А в Самаре все решилось очень быстро – волей и средствами одного человека. Звали его Егор Аннаев, и личностью был незаурядной. Рано остался круглым сиротой, детство его было похоже на детство Алеши Пешкова. Благодаря упорству и деловой хватке стал со временем одним из наиболее успешных самарских предпринимателей.
В 1854 году Аннаев задумал построить церковь в память своего рано умершего отца. Поскольку отец был католиком-армянином, церковь планировалась как римско-католическая. Разрешение было получено, финансирование обеспечено и строительство шло быстро.
А надо сказать, что католическое население Самары представляли в основном проживавшие здесь поляки. Поскольку Польша входила тогда в составе Российской империи, их в Самаре имелось достаточно.Польские корни, кстати, имела и бабушка Егора Никитича со стороны матери.
К 1863-му году церковь достроили, но полякам не отдали. Называют две причины. Первая - поддержка ими польского восстания, а вторая – малочисленность католической паствы. Да хотя причины друг другу не противоречат – лиц, поддержавших восстание, из Самары выслали - в места более отдаленные, зато менее комфортные, а оставшихся оказалось слишком мало.
Но не пропадать же новой церкви! И с согласия Егора Аннаева церковь была передана немецкой евангелической общине. Она так-то тоже многочисленной не была – немцы служили в Самаре гувернерами, чиновниками, учителями. Еще, согласно переписи, был один столяр, один булочник и один аптекарь. А еще – один губернатор! Да, тогдашний самарский губернатор Константин Карлович Грот являлся еще и главой немецкой евангелической общины.
Хозяйственные немцы территорию быстро освоили, пристроили два флигеля и разместили там квартиру пастора и общинный дом, организовали детский сад и немецкую школу.
В 30-е годы прошлого века церковь закрыли, помещения ее использовались в качестве складов – но спустя 60 лет вернули лютеранам и открыли в ней немецкий культурный центр. В 2003 году город Штутгарт подарил самарской кирхе механический орган.
Вообще силуэт лютеранской церкви идеально вписался в сложившуюся застройку и выглядит органично рядом с архитектурными памятниками разных времен и стилей.
Территория комплекса всегда чистая, уютная, ухоженная. Во дворе цветут шикарные розы. Здесь же находятся чайная, кофейня и частное учреждение дошкольного образования. На концерты органной музыки приглашаются все жители и гости Самары.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете