Найти в Дзене
FinBuilding

ProРынок РФ. Новости компаний. Рубль/доллар.

Оглавление

Нефтегаз

  • Новатэк подписал меморандум с индийской Deepak Fertilisers and Petrochemicals Corporation о сотрудничестве в области поставок СПГ и низкоуглеродного аммиака.

Меморандум предусматривает поставки СПГ в адрес Deepak Fertilisers на спотовой и долгосрочной основе, включая поставки с проекта Арктик СПГ 2.

Стороны также намерены сотрудничать по реализации долгосрочных поставок низкоуглеродного водорода и аммиака, произведенных с использованием технологий улавливания и подземного хранения углекислого газа, крэкинга (реакции расщепления углеродного скелета крупных молекул при нагревании) и возобновляемых источников энергии на перспективном газохимическом комплексе Новатэка на Ямале.

  • Лукойл и администрация района Изеддин Салим в Ираке подписали соглашение о сотрудничестве на 2023 год.

Более 10 лет компания поддерживает реализацию соцпроектов на территориях, прилегающих к месторождению Западная Курна-2. Новое соглашение подразумевает долгосрочное сотрудничество.

  • Лукойл получит 50% в экспортном проекте на шельфе.

В обзоре по российской нефтянке писал, что Лукойл и КазМунайГаз создали совместный проект:

Нефтянка. Российская и китайская.
Честный инвестор6 февраля 2023

Сейчас стало известно, что доли в проекте распределятся 50 на 50, то есть будут равными.

  • Что касается более глобального вопроса по нефтянке, то к указанной заметке делал апдейт:
Апдейт про российскую нефтянку (в дополнение к большому обзору). 👉 S&P Global Platts запустило котировку на нефть Urals в индийских портах - дисконт стал меньше. Новая котировка на 1 февраля составляла -$18 за баррель к эталонной Brent. Данная цена на Urals учитывает стоимость нефти, страхование, перевозку и хранение. То есть новый бенчмарк более репрезентативный, чем Argus, но все же…
Честный инвестор7 февраля 2023

Но буквально через несколько дней Еврокомиссия дала пояснения относительно новых (и старых) ограничений в рамках эмбарго и потолка цен:

  • ЕС исключил из санкций нефтепродукты, произведенные из российской нефти вне РФ.
  • Потолок цен также не будет действовать при смешивании российских нефтепродуктов и продукции из других стран.

То есть, фактически, ЕС оставили две огромные дыры для обхода всех ограничений.

  • Чуть позже, Правительство РФ заявило, что возможно сократит экспорт российской нефти на 500 тысяч баррелей с марта 2023.

Следом делегация ОПЕК+ заявила, что не будет увеличивать поставки в ответ на сокращение добычи Россией.

Иными словами, Россия решила сделать еще один ценовой задер в нефти, а ОПЕК усердно помогает в этом. Сейчас выгоднее продавать не больше нефти, а дороже.

Я по прежнему не считаю, что у российской нефтянки все хорошо - как минимум второе полугодие 2022 было тяжелым, учитывая курс рубля и выросшие затраты не логистику. Но также считаю, что в российской нефтянке не все так плохо, не говоря уже о нефтянке китайской.

Тут уместно будет сказать пару слов про рубль, но сначала коротко отмечу, что КазМунайГаз недавно вышел на IPO и СПБ Биржа провела листинг акций компании в тенге. Но исходя из тех данных по компании, что я смог найти, КазМунайГаз стоит примерно в 2-3 раза дороже Лукойла и Татнефти, и даже Газпром нефти. Так что особого резона в покупке сейчас я не увидел, хотя очевидно, что на партнерстве с российскими компаниями КазМунайГаз будет зарабатывать какую-то сверхприбыль за счет реэкспорта.

Рубль

USDRUB. Источник: Tradingview
USDRUB. Источник: Tradingview

В последнее время часто встречаю анализ рубля в контексте дефицита бюджета, мол, бюджет в сильном дефиците, а значит рубль будет слабеть.

Мне это мнение кажется ошибочным.

Во-первых, прежде мы видели весьма активное взаимодействие ЦБ с Минфином. Задача ЦБ - не допустить разгона инфляции (особенно учитывая, что инфляция уже и продолжительное время находится на высоком уровне). Задача Минфина - обеспечить приток налоговых поступлений в бюджет.

Так вот, поход рубля на уровень в 80 рублей за доллар приведет к росту инфляции, хотя и компенсирует дефицит бюджета.

Во-вторых, прежде мы уже видели взаимосвязь между стоимостью нефти и курсом рубля.

В итоге, если нефть снова пойдет на 100$ за баррель BRENTа (а URALS потянется следом, хоть и с дисконтом) - рубль, на мой взгляд, будет укрепляться, хоть и не очень сильно. А серьезное ослабление мы можем получить при дальнейшем снижении нефтяных котировок, но лишь как крайнюю, по сути вынужденную меру.

НорНикель

  • НорНикель завершил консолидацию речных активов, с 1 февраля 2023 года Лесосибирский порт находится под управлением компании "Норникель-ЕРП".
Лесосибирский порт, как и Красноярский речной порт, всегда работал в одной связке с Енисейским речным пароходством, исторически был частью его инфраструктуры. Объединение предприятий под общим руководством позволит предложить комплексное решение задач, связанных с перевозками по Енисею, включая как транспортировку, так и обработку грузов.
Генеральный директор Норникель-ЕРП Ольга Ксанф

Объединение началось в 2019. Роль единоличного исполнительного органа взяла Норникель-ЕРП. С тех пор грузооборот Енисейского речного пароходства вырос на 36%.

А теперь более важная новость - НорНикель отчитался о финансовых результатах по МСФО за 2022 год.

Позитивен уже сам факт того, что компания опубликовала отчетность. Но вот цифры в отчете не так однозначно:

-3
  • Выручка снизилась в годовом выражении на 5% до 16,9 миллиардов $.
  • EBITDA уменьшилась на 17% год к году до 8,7 миллиардов $, при этом рентабельность составила 52%.
  • Чистая прибыль снизилась на 16% и составила 5,9 миллиардов $.
  • Свободный денежный поток упал с 4,4 миллиардов $ до 0,4 миллиарда $ за счет снижения EBITDA, роста оборотного капитала и увеличения CAPEXa.
  • Чистый долг вырос в 2 раза, но соотношение Net debt/EBITDA на конец года составило 1,1х, то есть долговая нагрузка остается на комфортном уровне.

С одной стороны, хорошего в отчете мало, ведь по всем показателям просадка.

С другой стороны, нам есть с чем сравнить (например, с результатами Сегежа). И если учесть рост логистических затрат, рост CAPEX и слишком крепкий рубль во втором полугодии - можно сказать, что компания прошла 2022 год с наименьшими потерями.

Так что я воспринимаю эту отчетность как нейтральную на длительном временном отрезке и умеренно-позитивную в контексте максимально проблематичного 2022-го года.

Учитывая те же факторы, что влияют и на упомянутую Сегежу, то есть начало снижения стоимости перевозок с максимальных значений ставок, а также ослабление рубля с 50 до 70 - начало 2023 года для НорНикеля должно сложиться лучше, чем второе полугодие 2022 и, в частности, самый тяжелый 4-ый квартал.

Что касается CAPEXa, то он вырос до рекордных 4,3 миллиардов $, в частности за счет большой стройки флагманского экологического проекта по Серной программе, а также модернизации и ремонта Норильской обогатительной фабрики. Также НорНикель продолжает инвестировать в третью линию Талнахской обогатительной фабрики и новые плавильные мощности Надеждинского МЗ.

Теперь о дивидендах.

По сути, почти весь свободный денежный поток ушел в оборотный капитал, в частности за счет затоваривания складов. Поскольку компания собиралась платить дивиденды из FCF, то даже 350 рублей на акцию в этом году будут позитивом, хотя если этот вопрос поднимут на ГОСА - лично я еще подумаю, за что голосовать - за дивиденды или за их отсутствие.

Логичнее было бы сохранить финансовое состояние бизнеса, чтобы больше выплатить по итогам 2023, который должен стать лучше в виду описанных выше факторов, а также за счет продаж складских запасов.

Большинство аналитиков заложили в прогноз дивиденды около 650 рублей в 2023.

GMKN. Источник: Tradingview
GMKN. Источник: Tradingview

Что касается котировок акций, то они вышли из даун-тренда и я очень сомневаюсь в походе ниже 14000, то есть в возврате в даун-тренд. Но сам пока занял выжидающую позицию и пока не увеличиваю долю.

Севморпуть (СМП)

Небольшая новость про Севморпуть, который является своего рода прорывом для российской логистики и актуален как для экспортеров (НорНикель, Сегежа и т.д.), так и для импортеров:

  • В Северный морской путь будет вложено 1,8 триллиона рублей.

Гидрографы отмечают необходимость проведения дноуглубительных работ на некоторых участках СМП. Из-за мелководья по маршруту не могут проходить крупные суда, перевозящие в том числе СПГ.

В планы правительства входит развитие грузовой артерии Арктики. К 2035 году планируется нарастить грузопоток до 200 миллионов тонн, что почти в 7 раз больше текущего уровня.

Иными словами, плановая работа по развитию Севморпути уже идет. Подробнее об этом писал в заметке:

Нефтеюань. Всем нужна Арктика.
Честный инвестор12 декабря 2022

Рекомендую изучить, если не видели. Многие недооценивают СМП, хотя он, фактически, меняет всю глобальную мировую логистику и вносит новые правила в существующие устои.

Самолет

Самолет представил операционные и финансовые результаты по итогам 2022 года.

Операционные результаты за 2022 год:

  • Объем продаж первичной недвижимости вырос на 42% и составил 178,9 миллиардов рублей (1067,1 тысяч квадратных метров).
  • Объем продаж первичной жилой недвижимости увеличился на 45%, составив 171,1 миллиард рублей.
  • Денежные поступления группы выросли на 54% до 183,5 миллиардов рублей.
  • Средняя цена за квадратный метр составила 166,2 тысячи рублей, что на 10% выше прошлогодних значений (за 2021).

Самолет смог удвоить число своих проектов, увеличив долю рынка в ключевом Московском регионе с 12% до 17%.

С учетом реализации первичной и вторичной недвижимости через платформу "Самолет плюс" доля группы на российском рынке увеличилась с 1,5% до 3%.

Финансовые результаты за 2022 год:

  • Выручка продемонстрировала рост на 49%, до 194,9 миллиардов рублей.
  • Валовая прибыль выросла на 68% и составила 65 миллиардов рублей.
  • EBITDA увеличилась на 68%, составив 48,2 миллиарда рублей, а рентабельность по EBITDA сформировалась на уровне 25%.
  • Чистая прибыль составила 22,2 миллиарда рублей, показав рост на 57%.

По итогам 2022 года доля контрактов, заключенных с участием ипотечных средств, составила 82%. Подобные результаты достигнуты во многом благодаря государственной поддержке льготного ипотечного кредитования, что позволило группе "Самолет" предлагать выгодные условия своим клиентам.

Что касается планов на 2023 год то Самолет оптимистичен:

  • Компания планирует запуск новых проектов в Московском и Северо-Западном регионах, что позволит сохранить высокие темпы развития бизнеса.
  • С точки зрения финансов, группа намерена увеличить объем продаж первичной недвижимости на 78% до 1900 тысяч квадратных метров.
  • Что касается выручки и EBITDA, Самолет планирует увеличить эти показатели на 80% и 100% соответственно.

Про рынок недвижимости и влияние на Самолет

Поднятие ключевой ставки, на которое ЦБ намекнул на последнем заседании, не должно отразиться негативно на продажах группы, поскольку большинство сделок заключаются с помощью льготных ипотек, ставка которых зафиксирована как минимум до середины следующего года.

Самолет сейчас выглядит лучше всех в отрасли, но есть существенный риск - ЦБ продолжает давать сигналы, что льготные программы и кэшбеки застройщиков опасны для рынка. То есть, регулятор в любой момент может вмешаться.

С другой стороны, замглавы Минстроя РФ Никита Стасишин недавно отметил, что в этом году планируется построить 50 миллионов "квадратов" многоквартирных домов.

  • Чтобы реализовать эту задачу, потребуется подготовить помесячный план ввода жилой недвижимости по каждому региону, рассказал Стасишин на заседании комиссии в сфере жилищной политики общественного совета при Минстрое. Он подчеркнул, что переноса сроков ввода жилых домов допускать нельзя.

Замглавы ведомства рассказал, что в 2022 году было построено 45,5 миллионов "квадратов" многоквартирных домов и 57,2 миллионов квадратных метров индивидуального жилья.

SMLT. Источник: Tradingview
SMLT. Источник: Tradingview

Был вопрос одного из читателей, что я думаю насчет портфеля (индекса) аналитиков одного известного российского Telegram-канала, где Самолет составляет около 20% и имеет наибольший вес.

Прежде я уже писал, что Самолет сильно недооценен. Потенциал роста в акциях составляет от 100% до 200%, чтобы компания оценивалась справедливо.

Вместе с тем я считаю, что Самолет - это отличная история в долгосрочный портфель, на 5+ лет. Кроме роста капитализации мы потенциально получаем растущие финансовые потоки и как следствие более высокую дивидендную доходность по истечению срока действующей дивидендной политики (при смене на новую размер выплат должен увеличиться).

Но я не разделяю идею, что наибольший вес в портфеле занимает акция роста. И это не вопрос в того, кто окажется прав через n-лет, а вопрос риск-менеджмента и сбалансированности портфеля.

Скажем, у меня наибольшую долю в портфеле также составляет акция роста - Positive Technologies, но доля составляет 10%, а когда она превышает 12% - я стараюсь ребалансировать ее в пользу других активов (после чего откупаю, если такая возможность предоставляется).

Я могу себе это позволить, так как акции стоимости, то есть дивидендные истории, занимают существенную долю портфеля и я продолжаю их увеличивать. При этом общая диверсификация, включая диверсификацию по странам, минимизирует влияние акций POSI на портфель.

Иными словами, я свой баланс нашел. Впрочем как показывает опыт - баланс этот все равно остается непостоянным, так как я пока еще не достиг желаемого пассивного денежного потока от портфеля.

Отвечая на вопрос, я думаю, что каждому нужно искать свой баланс. Чтобы потом не было "мучительно больно за бесцельно прожитые годы", то есть чтобы потом не вопрошать на весь интернет "Что будет с бумагой? Что делать?"

Я докупал Самолет примерно за неделю до отчетности, понимая, что после будет дороже, о чем сообщал в своем Telegram-канале. Как уже сказал, для меня эта история на 5+ лет, и если имеющаяся доля в 2% от портфеля вырастет до 4-6% естественным образом, давая в будущем большую отдачу на капитал в виде дивидендов - мне этого будет достаточно. Хотя я все равно планирую довести долю в Самолет до 3% за счет довнесений.

Сегежа

Ну и последнее из важного на сегодня - Президент дал Правительству ряд поручений по поддержке лесопромышленного комплекса:

  • Доработать действующий механизм субсидирования перевозок лесопромышленной продукции – сохранить параметры и обеспечить реализацию этой меры поддержки в течение не менее 3 лет.
  • Необходимо оказать меры дополнительной поддержки компаниям лесной отрасли из СЗФО, пострадавшим от санкций, рассмотреть возможность увеличения объема вывоза продукции по железной дороге, предусмотреть субсидии на морские перевозки продукции деревообработки из портов Северо-Запада.
  • В качестве временной меры поддержки бизнес получит отсрочку по уплате аренды лесных участков за незаготовленную древесину. Также правительство рассмотрит возможность списания таких обязательств в объеме не выше затрат на перевозку.
  • Президент предложил распространить действие ипотечного механизма на деревянные дома, а также ввести для них эскроу-счета.
  • Правительству поручено проработать меры поддержки по выпуску деревянных домокомплектов, а также возможность использования малоэтажных деревянных домов заводского производства для расселения аварийного жилья.
  • В ближайшие 2 года должно быть дополнительно выделено не менее 15 миллиардов рублей в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов на обновление муниципальных котельных.
  • Правительство также проработает меры поддержки отечественных производителей котельного оборудования, включая предоставление субсидий на скидку при продаже оборудования.

Как итог, все это должно поддержать восстановление операционки Сегежа.

Кстати, компания сейчас продает квартиры в первых домах, построенных из CLT-панелей. История набирает популярность, а теперь еще и получает поддержку государства.

За поддержку в виде лайков, комментариев и подписок - благодарю.

По традиции - будьте богаты, здоровы и любимы.