Найти тему
Лекторий Dостоевский

Пророчества Серебряного века

Человечество последней трети XIXв. достигло технологических вершин, отставая в духовном смысле. Было ясно: что ни изобретай, на главные вопросы мир так и не нашел ответов. Философия древних, восточные практики, ясновидящие и экстрасенсы – к ним за ответом и обратилось общество Серебряного века. Авторы тех лет в своих творческих изысканиях нащупывали эти самые ответы и, похоже, во многом им это удалось. Во всяком случае, их, оказавшиеся пророческими, стихи наводят на мысль об этом. Кстати, откуда это утверждение, что поэт – пророк? Обратимся к самой глубокой древности.

Все, что нас окружает, родом из нее. А что двигало человеком древности в большинстве случаев? Выживание как основа всего. Выживание зависит от природных циклов того места, где он живет. Что является ключевым фактором жизни там, от этого зависит и природный цикл. Это может быть урожай, приход тепла, света, приливы рек. Когда это происходит, люди и отмечают эти даты, эти периоды - с торжеством, с жертвой в качестве благодарности за это. Когда это происходит регулярно, циклично, это становится традицией. В эти дни не надо работать, потому что жизнь уже утвердилась в своих правах. Вот поэтому мы и называем такие дни праздниками – то есть праздными, когда трудиться ради выживания не нужно. Такие дни следовало отметить, выделить среди других. Древний ритуал, праздник как торжество подобного цикличного выживания, случавшегося каждый год – первый опыт искусства, первый спектакль в истории человечества - с сюжетом, сценографией и распределением ролей. С первыми жрецами-поэтами. Пение, музыка, поэзия, позже – в целом литература – тоже родом из этого торжества продолжения жизни. Это была первая молитва в действии. Ритуал и обряд утверждения жизни в своих правах. Целью было поблагодарить незримые силы за то, что жизнь продолжается. И попросить продолжать это и впредь. Жрец-поэт выступал связующей нитью между миром видимым и невидимым. Полагалось, что он знает больше обычного человека, у него есть доступ к прошлому, будущему, к тому, что нельзя увидеть привычном взором.

И именно потому жрецы прошлого, предсказатели, пророки – это современные художники, актеры, поэты, в метафорической форме выражавшие просьбу или благодарность незримым силам. Вокруг них также собирается паства. И они также, как древние жрецы или посвященные, оказываются действительно посвящены в тайны, недоступные многим. Они все те же проводники между мирами – вспомним Вергилия, сопровождавшего Данте в загробном мире.

Именно ХХ век упрочил положение любого автора в позиции «жреца», пастыря, ведущего, как Гамельнский крысолов детишек за собой – толпы последователей и фанатов. Именно это мы и наблюдаем с самого начала ХХ века, в предчувствии грядущих, чаще страшных, перемен. О которых многие из поэтов Серебряного века, и их относительно недавних предшественников века XIX, подобно древним жрецам-пророкам, знали заранее.

Так, Достоевский в письме от 1877 г. писал о будущем России: «Бунт начнётся с атеизма и грабежа всех богатств. Начнут разрушать храмы и превращать их в стойла…». Чем не пророчество?

А город Глупов Салтыкова-Щедрина? В повествовании мы видим государство, в котором вольнодумцы причислялись к когорте закоренелых преступников и судились строже уголовников. Сближала оба общества концепция необходимости жертв ради достижения всеобщей цели, гонения на науку, аресты, беспрекословное исполнение приказов, повсеместные обыски, бесчеловечные условия труда, довлевшее над всеми чувство страха и многочисленные лагеря для заключённых. Угадал Салтыков-Щедрин и то, что в будущем по отношению к его времени СССР увлекутся масштабными проектами, будь то сооружение гигантских строек коммунизма, создание новых морей, неосуществлённый поворот течения сибирских рек и прокладка руками заключённых водных каналов. С одинаковым усердием власть в описываемых обществах боролась с наследием прошлого, уничтожались ценные памятники архитектуры и сносились старые дома, чтобы на их месте вытянуть в струнку однотипные безликие постройки. Переименовывали города и улицы, упраздняли прежние праздники, учреждали новые. Да, и два официальных праздника города Глупова отмечались весной и осень, так же, как и в СССР — 1 Мая и 7 Ноября.

А «Мы» Замятина? «О дивный новый мир» и «1984», написанные уже после «Мы» сейчас постоянно на слуху: ими активно вдохновляются создатели других антиутопий, о них часто спорят, с ними сравнивают современность. Действие романа разворачивается в XXXII-м веке и подозрительно напоминает век нынешний. После разрушительной Революции, погубившей почти всё человечество, выжившие люди построили огромный город — Единое Государство. Благодетель – в 43-й раз единогласно избираемый его жителями, деспотично управляет даже личной жизнью граждан. Которые носят не имена, а лишь обозначены цифровыми кодами. И у которых отбирают детей для разрушения эмоциональной связи между людьми. Сами же взрослые живут в стеклянных зданиях для неусыпного контроля и лишь на два часа могут скрыться за шторами ради уединения с постоянно сменяющимися партнерами.

О предстоящем заселении Европы выходцев из стран Востока, о разрушении храмов и наступлении войн мы можем прочесть как у представителя Золотого века поэзии Лермонтова в его «Предсказании», у его «коллеги» века Серебряного – Валерия Брюсова в его «Топчи их рай, Аттила» и в его же «Лике Медузы».

Этим пророчествам вторят и люди начала ХХв, далекие от искусства. Так, в 1926 году Никола Тесла дал пространное интервью, где рассказал о мире, очевидно нашего времени:

«Мы будем общаться мгновенно с помощью простых карманных устройств. Самолеты будут летать в небесах, управляемые без участия людей — по радио. Огромные запасы энергии будут передаваться на большие расстояния без проводов. Землетрясения будут происходить все чаще. И до некоторых из этих поразительных событий осталось недолго...»

«С момента появления беспроводных систем, — говорилТесла, — я понял, что это новое искусство принесет человечеству больше, чем любое другое научное открытие, потому что оно фактически уничтожает расстояния. Большинство бедствий, от которых страдает человечество, вызваны колоссальными размерами земного шара и неспособностью наций и людей вступать в близкие контакты».

«Беспроводная передача позволит добиться этих близких контактов благодаря транспортации интеллекта, наших тел, материалов и энергии. Весь мир превратится в огромный мозг. Мы сможем общаться друг с другом практически мгновенно, невзирая на расстояния. Более того, с помощью телевидения и телефона мы сможем видеть и слышать друг друга так же прекрасно, как если бы мы сидели лицом к лицу, невзирая на дистанции в тысячи миль; и устройства, которые позволят нам это сделать, будут поразительно простыми по сравнению с нашими сегодняшними телефонами. Человек сможет носить такое устройство в кармане. Мы сможем наблюдать и слушать события — инаугурацию президента, спортивный чемпионат, землетрясения или битвы — как будто мы находимся там. Мы уже передавали кинофильмы по беспроводной связи на короткие расстояния. Но потом — всего через несколько лет — расстояние будет не ограничено. Изображения уже сейчас передают по проводам, с помощью телеграфа. Но когда беспроводная передача энергии станет массовой, все эти методы покажутся такими же примитивными, как паровой локомотив по сравнению с электропоездом».

Одной из главных перемен будущего Тесла считает изменение положения женщин. «Женщины добьются равенства, а затем и главенства не благодаря примитивной физической имитации мужчин, но благодаря пробуждению интеллекта. С самого начала истории подчиненность женщин приводила к частичной атрофии умственных качеств, которыми, как мы теперь знаем, женский пол наделен не в меньшей степени, чем мужской».

Говоря о Серебряном веке в контексте пророчеств и мистицизма, нельзя не упомянуть и теория времени Хлебникова. Отец поэта-футуриста был орнитологом и лесоводом, увлекался этнографическими исследованиями, изучал историю, верования и обычаи калмыков-буддистов, приучив к этому и сына. Неизгладимое впечатление на Велимира произвели зурхачи – калмыцкие астрологи, предсказывающие будущее с помощью «досок судьбы». Пользуясь древними и современными знаниями, Хлебников разработал свою систему предсказаний и предрек крушение государства в 1917 году, а Первая мировая война была предсказана Велимир Хлебниковым за 9 лет до её начала — в 1908 году.

В 1918 году в своём произведении «Лебедия будущего» он крайне точно описывает Фейсбук, который метко называет «тенекниг». Вот небольшая цитата: «все новинки планеты, все дела Соединённых Станов Азии, этого великого союза трудовых общин… научные новинки… извещения родных… приказы и советы. Некоторые, вдохновлённые надписями тенекниг, удалялись на время, записывали своё вдохновение, и через полчаса… оно вновь показывалось на стене». Многие считают, что Хлебников предсказал и теракт 11 сентября. В 1920 году Велимир пишет поэму-утопию «Ладомир», которую начинает словами: «И замки мирового торга, где бедности сияют цепи, с лицом злорадства и восторга, ты обратишь однажды в пепел…». Что последовало за пророчествами и мистическим духом Серебряного века в ХХ столетии – известно. Не стоит ли вернуться к пророчествам прошлого и перечитать их на предмет соответствия тому, что происходит с нами сейчас?..

Автор: Юлия Милович-Шералиева

📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:

📚 YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA

📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky

📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory

📚 Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/

📚 Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno

📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/