Найти тему
На страже Родины

НАСТРОЙЩИКИ БОЕВЫХ ВЕРТОЛЁТОВ

работают на успех в решении важной задачи

 Заслуженный воин и трудяга - военно-транспортный вертолёт Ми-8 на фоне разведывательно-ударных Ми-28
Заслуженный воин и трудяга - военно-транспортный вертолёт Ми-8 на фоне разведывательно-ударных Ми-28

Есть такое расхожее мнение: те, кто играет на рояле, всегда на виду, а вот те, кто настраивает и чинит инструмент, зачастую остаются за кадром. Хотя, если попытаешься сыграть на расстроенном рояле, то зазвучит он так, что у ценителей прекрасного уши завянут. Давайте представим себе в образе пианиста – лётчика, вме

Детская мечта, ставшая былью

Можно ли переоценить труд тех, кто «настраивает» винтокрылую машину перед полётом и обслуживает после приземления? Вопрос, пожалуй, риторический. Начальник группы обслуживания вертолётов и двигателей вертолётного подразделения ЗВО капитан Ярослав К. с детства обожал фильм «В бой идут одни старики», который пересматривал много раз. Образ мужественных авиаторов – защитников Родины произвёл на юношу столь сильное впечатление, что он подумал: вырасту – обязательно пойду в ВВС! Это решение и определило его судьбу.

В августе исполнится 20 лет, как Ярослав служит в Вооружённых Силах. Он – сибиряк, родом из Омска. В роду у него было много военных. Правда, авиаторов среди них не было, зато многие родственники, как по отцовской, так и по материнской линии, начиная с царских времён, – военные моряки. В ВМФ служили родной дядя и двоюродный дед, погибший на Балтике в годы Великой Отечественной войны. Отец деда по материнской линии Пётр Коваль – царский морской офицер, уроженец Полтавы. Зимой 1941-го в составе сибирских дивизий он защищал Москву, где получил серьёзное ранение. В ВМФ (а именно – на Тихоокеанском флоте) служили и два двоюродных брата Ярослава, оба дослужились до мичманов. Вот такая семейная военная династия.

В школе молодой человек учился на «отлично», имел способности к иностранным языкам. Одно время чуть не изменил своей мечте, едва не став военным переводчиком, да передумал. Узнал, что на малой Родине отца, в Иркутске, есть авиационное училище. В 2003 году юноша поступает в Иркутское высшее военное авиационно-инженерное училище на специальность «Техническое обслуживание и эксплуатация самолётов, вертолётов и двигателей». Уровень подготовки в учебном заведении был очень высоким, большое внимание уделялось практическим занятиям, благо, материальная база позволяла. Львиную долю учебного времени курсанты проводили на аэродроме, а в аудиториях стояли модели самолётов Су-17, Су-24, МиГ-23 и МиГ-29, их авиадвигатели в разрезе, где можно было рассмотреть всё до мельчайших подробностей. У моделей даже выпускалось крыло.

– Во время практических занятий я, можно сказать, собрал и разобрал своими руками многие агрегаты военно-транспортного Ил-76, и не один раз. Ещё в аудитории стояло катапультное кресло, с которым мы учились обращаться. Преподаватели у нас были с юмором и всем будущим авиатехникам рассказывали местную байку: мол, видите, что потолок в аудитории неровный? Это нерадивые курсанты решили испытать кресло в действии, – улыбается офицер.

Техника ошибок не прощает

Ярослав окончил училище с красным дипломом, что давало ему право на выбор места службы. Он остановился на Ленинградской области, ведь в Северной столице во времена Российской империи служили его предки. Первая должность – техник фронтового бомбардировщика Су-24М, который ещё называют «утюгом» за то, что он буквально «утюжит» позиции противника. Кстати, это единственный в мире самолёт, который способен пролететь на дозвуковой скорости над поверхностью земли на высоте всего пяти метров. Молодой офицер готовил машины к полётам – обслуживал двигатель, заправлял, устанавливал тормозной парашют. После приземления осматривал лопатки двигателя, проверял уровень масел, тормозную систему.

Однажды был случай, когда Ярослав в буквальном смысле спас жизнь экипажу. Проверяя перед вылетом уровень масла, он не поверил своим глазам – щуп был совершенно сухой! Как выяснилось, в системе образовалась небольшая трещина, через которую вытекло всё масло. Если бы дефект вовремя не обнаружили, то двигатель начал бы разрушаться в полёте, что с большой долей вероятности привело бы к трагедии. Этот эпизод как нельзя нагляднее характеризует важность профессии бортового техника. Что-то недосмотрел, где-то схалтурил – печальные последствия не заставят себя долго ждать. Внимательность, ответственность, педантичность во всём – вот главные принципы, которых должен придерживаться всякий представитель этой военной профессии. Ведь от качества его труда зависит жизнь не только членов экипажа, но и жителей того населённого пункта, на который, не дай Бог, рискует упасть крылатая машина. После того случая лётчики подарили Ярославу гобелен с изображением сцены из фильма «Офицеры» и словами: «Есть такая профессия – Родину защищать!».

В 2010-м техника перевели в воинскую часть ПВО в Ленинградской области, где он обслуживал легендарные зенитно-ракетные комплексы С-300. Был начальником расчёта передающих и приёмных радиоустройств. Одновременно исполнял обязанности офицера захвата и сопровождения в боевом расчёте, и в его обязанности входило обнаружение и наблюдение за движением цели.

В 2008 году Ярослав решил получить второе высшее образование и заочно поступил в Академию гражданской авиации в Санкт- Петербурге. Обучался по той же специальности, что и в Иркутске, что позволило ему значительно расширить свои познания, особенно в сфере гидравлики, ГСМ и изучить модели новых двигателей. Кстати, слово «гражданский» в названии вуза не должно смущать – по словам капитана, принципы обслуживания и эксплуатации военной и гражданской авиатехники практически одинаковы. После окончания академии он получил диплом инженера.

С 2016 года офицер служит в воинской части армейской авиации ЗВО в пригороде Северной столицы. Обслуживает в основном транспортные вертолёты. Его задача – поддерживать технику в исправном и боеготовом состоянии. В процессе подготовки к полёту следует проверить состояние всех узлов и агрегатов, дозаправить машину в случае необходимости. Важно не проглядеть какую-нибудь мелкую трещинку или обрыв, ведь любая «мелочь» может стать фатальной!

– Каждый агрегат после определённого количества часов работы нуждается в обслуживании – требуется что-то заменить, долить, смазать и так далее. Мало того, существуют агрегаты с ограниченным ресурсом, которые следует периодически менять. Например, рулевой винт рассчитан на 1000 часов работы, – рассказывает о тонкостях своего дела Ярослав.

В подчинении у него – 12 человек. Инженеры, техники, авиамеханики. Все профессионалы высочайшей квалификации. Но наиболее сложные работы начальник группы обязан выполнять сам – так указано в регламенте!

И мы в ответе за успех в бою…

Наш следующий собеседник – начальник группы обслуживания прицельно-навигационного оборудования капитан Артём Т. Как и предыдущего героя нашего рассказа, в авиацию его тянуло с «младых ногтей». Только кумиром его детства был не герой Леонида Быкова, а более «земной» персонаж – родной дядя, офицер ВВС Сергей Гаврилович Т., летавший на Ми-8. Дослуживал он в Башкортостане, где жил Артём.

С 8-го класса парень начал готовиться к поступлению в военное учебное заведение, уделяя особое внимание физподготовке и точным наукам. В 2008 году поступил в то же самое училище в Иркутске, что и Ярослав К. От Башкортостана до Иркутска – три тысячи километров, это трое суток на поезде! Но ни расстояние, ни приличный конкурс для поступающих не напугали молодого человека – он твёрдо решил избрать военную стезю. В 2009-м, после расформирования училища, перевёлся в Военный авиационный инженерный институт в Воронеже. Учился по специальности «Авиационное вооружение».

– Профильные науки давались мне легко. Преподаватели доходчиво всё объясняли, помогали формировать технический склад ума. Здесь готовили будущую техническую элиту ВКС, – говорит Артём.

В 2011-м молодого офицера распределили в Псковскую область, на склад авиационного вооружения. Он служил начальником отдела хранения, занимался приёмкой и отпуском вооружений, следил за соблюдением условий хранения. Затем был переведён на похожую должность в Тверскую область. В общем, был занят не совсем по своему профилю.

Ситуация изменилась в 2014 году, когда Артёма назначили инженером группы обслуживания авиационного вооружения в воинской части под Смоленском. Он готовил транспортно-боевые вертолёты. Осматривал пушки, блоки, чистил их от нагара, смазывал, проверял работоспособность. Бывало, за смену обслуживал по пять-семь вертолётов. В зависимости от интенсивности полётов, рабочий день мог продолжаться до 12 часов. В следующем году стал инженером группы обслуживания авиационного вооружения боевых вертолётов. К вооружению, которое надо проверить, добавились стрелково-пушечные образцы и управляемые ракеты.

– Обслуживание вооружения – более узкое направление, чем, к примеру, обслуживание двигателей. Помимо внимательности, здесь важны такие качества, как выносливость и стрессоустойчивость. Ведь работать приходится на открытом воздухе в любую погоду – дождь, снег, ветер, а при обнаружении каких-либо неполадок нужно находить первопричину неисправности, следуя инструкции техобслуживания и соблюдая последовательность работ согласно технологическим картам. При этом нельзя своевольничать или игнорировать требования правил техники безопасности. В противном случае ты создаёшь условия для ЧП. Но ведь дело не только в этом. Для меня главное – обеспечить безотказность вооружения. А иначе боевая работа экипажа, проходящая, как правило, в экстремальных условиях, утратит смысл и может привести к его гибели.

Евгений ГОРДЕЕВ

Фото из архива

Ленинградская обл.