Найти тему

Как распознать и раскрыть таланты своих детей? Отвечают эксперты «Просвещения»

Оглавление

«Мне 30 лет, но я ещё не знаю, кем стать, когда вырасту». Эта шутка появилась не на пустом месте: тысячи школьников не могут вовремя распознать свои сильные стороны, правильно выбрать вуз и потом найти работу по душе. Поэтому важно, чтобы родители ещё в школьный период помогли детям выявить, развить и реализовать их таланты и склонности. Как сделать это грамотно, редакция «Родительского университета» разбиралась вместе с экспертами издательства «Просвещение».

Что такое талант

Есть стереотип, что талант — это нечто необычайное, например, навык писать полотна в духе Рафаэля. Да, в таких случаях дар человека налицо, но это редкость. Получается, все остальные люди бесталанны?

Совместный опрос образовательной платформы «Нетология» и партнёров показал, что среди 2239 респондентов 46% людей заявили, что талант — это особые выдающиеся способности. При этом 39,1% опрошенных не считают себя талантливыми, а 75% сообщили, что хотели бы заниматься в жизни «чем-то другим».

Мы видим, что стереотипное представление о сути таланта порой перекрывает путь к счастливой реализации. Поэтому есть смысл посмотреть на талант под другим углом.

Например, словарь по психогенетике гласит, что талант — это «высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих достижениях». Словарь по конфликтологии С. Б. Давлетчина определяет талант как «высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение больших успехов в том или ином виде деятельности». Ряд других словарей даёт похожие определения.

Однако в основе таланта лежат не только способности, важно ещё желание человека заниматься конкретным делом и приложенные усилия.

«Я рекомендую ориентироваться на интересы ребёнка, а не только на то, насколько у него сейчас развиты те или иные способности. Любые (даже скромные) данные можно развить, если над этим работать. Важно помогать ребёнку практиковаться, направлять его», — комментирует педагогический дизайнер издательства «Просвещение» (в прошлом учитель химии) Елена Синдрякова.

Таким образом, если воспринимать талант как нечто, что можно обрести, опираясь на интересы и прилагая труд, перед ребёнком открывается множество путей и возможностей.

Например, любитель работать с информацией может стать блистательным журналистом или data scientist. Созерцатель природы может вырасти во вдохновлённого ESG-специалиста или ландшафтного дизайнера. Позитивная и коммуникабельная девочка способна стать душой и «двигателем» проектной команды и т. д.

Простые способы выявить и развить способности ребёнка

Зачастую родители могут думать, что у них самый обычный ребёнок. Ведь в домашней обстановке ему сложно проявить себя, тем более, как мы выяснили, это не обязательно нечто изначально выдающееся.

Эксперты «Просвещения» предлагают несколько простых приёмов, которые помогут лучше узнать ребёнка и поддержать его становление:

1. Общайтесь с классным руководителем и учителями.

«Большую часть времени ребёнок проводит в школе. Педагоги непременно заметят, что ему нравится делать и к чему у него есть способности. Они даже проверяют свои наблюдения. Например, достаточно несколько раз дать ученику дополнительное домашнее задание, чтобы увидеть, насколько он готов развиваться в конкретном направлении. То же самое касается внеурочной работы, творческих мероприятий. Учитель расскажет родителям, что увлекает их детей и какими дополнительными занятиями можно поддержать этот интерес», — отмечает Елена Синдрякова.

Adobe Stock
Adobe Stock

Подтверждение этой мысли легко найти, пообщавшись с людьми вокруг. Так, Елена Синдрякова вспоминает ученицу, которая в 7 классе проявила интерес к экологии. Учителя и родители помогали ей развиваться в этом направлении, участвовать профильных конкурсах и предметных олимпиадах. По окончании вуза она выбрала экологию делом своей жизни. Редактор «Просвещения» Елена Бурдыгина рассказывает, как в своё время учитель литературы объяснил ей, что она единственная заполнила читательский дневник не в формате пересказа, а сделав литературоведческий анализ. Этот разговор определил её дальнейшую профессиональную судьбу.

2. Будьте вовлечёнными в то, чем живёт ребёнок, даже если у вас на это есть всего 15-30 минут в день.

Выстроить качественное и вдумчивое общение с ребёнком порой проще, чем кажется.

«Например, ваша дочь подготовила доклад к конференции. Можно прочитать и скорректировать текст, положить распечатку в красивую папку и объяснить, что это поможет достойно представить свой труд. Также можно помочь подобрать подходящую для выступления одежду — подросток в силу неопытности ещё не думает о таких вещах. Ребёнку важно чувствовать, что семья всегда на его стороне и что у него есть группа поддержки», — рассуждает руководитель центра биологии и естествознания издательства «Просвещение» и соавтор цифрового образовательного сервиса «Лаборатория проектов» Зоя Гапонюк.

Эксперт отмечает, что сегодня родители располагают массой возможностей узнать и поддержать интересы ребёнка. Можно вместе читать книги, смотреть лекции в интернете, разбираться, как реализовать проект, начиная от выбора темы и заканчивая предполагаемыми результатами, посещать театры, экскурсии, заповедники. Главный секрет — делать всё это не хаотично, а системно.

3. Поощряйте занятость в кружках, секциях, образовательных центрах.

«Чем больше ребёнок пробует себя в разных направлениях, тем больше он развивается. Постепенно он накапливает базу знаний и навыков, которые потом превращаются в возможности для реализации. Результат будет в любом случае. Например, если человек с детства приобрёл навык выступать, в вузе и на работе ему будет комфортнее на презентациях, конференциях», — подчёркивает Елена Синдрякова.

4. Мотивируйте ребёнка участвовать в проектных работах, конкурсах, олимпиадах.

Во-первых, результаты олимпиад и конкурсов ребёнок соберёт в цифровом портфолио, которое, по планам Минпросвещения РФ, с 2024 года станет одним из основных документов для поступления в колледж или вуз.

Во-вторых, эксперты подчёркивают, что, когда ребёнок занят, это развивает гибкие навыки: дисциплинированность, понимание своих обязанностей, трудолюбие, умение работать на результат. Всё это — надёжный фундамент для успешного будущего.

«Успех — это когда сегодня ты стал лучше, чем был вчера. Важно донести ребёнку ценность развития и объяснить, что трудности и ошибки на этом пути неизбежны. Главное, что у него есть надёжные помощники — педагоги, родители, к которым всегда можно обратиться», — заключает Зоя Гапонюк.