Вообще-то я люблю работать с 9-классниками. Мне нравится подбирать слова для фундаментальных понятий и слышать, как в детской голове включается понимание элементарной химии. Пробники ОГЭ в школах уже прошли и я предлагаю разобрать вот этот скопированный мною вариант.
1. Выберите два высказывания, в которых говорится о галлии как о химическом элементе.
1) Галлий похож на графит тем, что оставляет след на бумаге.
2) Содержание галлия в земной коре составляет 1,5 . 10–3 % по массе.
3) Галлий остаётся жидкостью в большом интервале температур от 30 до 2230 °С, причём летучесть его паров минимальна.
4) Искусственный изотоп галлия 72Ga (с периодом полураспада 14,2 часа) применяется для диагностики рака костей.
5) Способность галлия хорошо смачивать твёрдые поверхности используют в диффузионных вакуумных насосах.
Первое задание традиционно связано с умением отличать химический элемент от простого вещества. Тут нужно понять вот что: простое вещество обладает химическими и физическими свойствами, а химический элемент - это отдельно взятый атом. Даже если вы никогда не встречали галлия в учебнике и не знаете, как пишется его химический знак, вы сможете точно сказать, что отдельно взятый атом галлия не может быть похожим на графит, не может быть жидкостью и не смачивает твёрдые поверхности. Поэтому выбираем ответы 2 и 4.
2. На приведённом рисунке изображена модель атома химического элемента. Запишите в таблицу величину заряда ядра (Х) атома химического элемента, модель которого изображена на рисунке, и номер группы (Y), в которой этот элемент расположен в Периодической системе. (Самой картинки, к сожалению, нету.)
С этим заданием обычно ученики легко справляются, достаточно один раз объяснить смысл циферок в клеточке элемента. Заряд ядра равен количеству протонов в ядре и количеству электронов в атоме. А номер группы - это количество электронов на внешнем электронном слое.
3. Расположите химические элементы
1) мышьяк 2) бром 3) кальций
в порядке увеличения их электроотрицательности.
Запишите номера элементов в соответствующем порядке.
Мои ученики знают, как часто я обращаюсь к понятию электроотрицательности, ведь зная, что это такое, можно объяснить всё. Или почти всё. Поэтому располагаем: кальций, мышьяк, бром.
4. Установите соответствие между формулой соединения и степенью окисления хрома в этом соединении: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) Cr2O3; Б) Na2СrO4; В) K2Cr2O7
1) +3; 2) +6; 3) –6; 4) –3
Со степенью окисления тоже обычно не возникает проблем. Даже если никогда не видел формулы бихромата калия, можно сделать расчёт, причём несколькими способами. Поэтому выбираем по порядку: +3, +6, +6.
5. Из предложенного перечня выберите два вещества с ковалентной полярной связью.
1) CaCl2; 2) SiH4; 3) Al; 4) CH3Cl; 5) K2O
Пятое задание иногда бывает коварным, но не в этот раз. Конечно, №2 и №4.
6. Какие два утверждения верны для характеристики как фтора, так и иода?
1) Соответствующее простое вещество существует в виде двухатомных молекул.
2) Химический элемент не образует летучие водородные соединения.
3) Электроны в атоме расположены на двух электронных слоях.
4) Формула высшего оксида R2O5.
5) Одинаковое количество электронов во внешнем электронном слое.
Для того, чтобы правильно сравнить два элемента, нужно их найти в таблице Д.И.Менделеева. Как правило, это задание у моих учеников проблем не вызывает. Точно выбираем №1 и №5.
7. Из предложенного перечня веществ выберите щёлочь и среднюю соль.
1) КОН; 2) Zn(OH)2; 3) Al2(SO4)3; 4) Н2O2; 5) NaHCO3
На этот раз 7-е задание - без затей. Конечно №1 и №3.
8. Какие два вещества из предложенного перечня вступают в реакцию с оксидом лития?
1) H2SO4; 2) CаO; 3) Н2О; 4) O2; 5) КOH
Для того, чтобы справиться с 8-м заданием, нужно чётко знать, какой характер имеет оксид лития. Правильно, это типичный основный оксид щелочного металла. Поэтому отметаем заведомо неподходящие варианты и отвечаем: №1 и №3.
9. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами(-ом) их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) SO2 + КОН
Б) SO3 + H2O
В) SO3 + KOH
Тут, к сожалению, в источнике я не нашла вариантов ответов, обозначенных цифрами. Понятно, что задание требует знания логических связей неорганической химии. Для А) - должна образоваться кислая соль сернистой кислоты, если взят только 1 моль КОН и средняя соль, если взято 2 моль КОН; Б) - классическая реакция образования серной кислоты; В) - гидросульфат или сульфат калия в зависимости от того, сколько моль КОН взято для реакции.
10. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с которыми это вещество может вступать в реакцию: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) Ca; Б) SiO2; В) Ba(OH)2
1) водород, аргон; 2) кислород, серная кислота; 3) оксид калия, карбонат натрия; 4) сульфат натрия, хлорид кальция
Задание на знание химических свойств, на мой взгляд, одно из самых, так сказать ценных из всего теста. Подумав, выбираем: А=2, Б=3, В=4.
11. Из предложенного перечня выберите вещества, с которыми оксид меди(II) вступает в реакцию замещения.
1) водород; 2) кислород; 3) алюминий; 4) соляная кислота; 5) углекислый газ
Реакция замещения для оксида меди - это способ восстановить медь до металлического состояния. В предложенном перечне есть два кандидата - восстановителя - водород и алюминий. Алюмотермия - это известный способ восстанавливать металлы, поэтому выбираем №1 и №3.
12. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА: А) Zn и NaOH(изб.); Б) H2SO4 и Na2SO3; В) BaI2 и AgNO3
ПРИЗНАК РЕАКЦИИ: 1) выделение газа без запаха; 2) выделение газа с неприятным запахом; 3) выпадение белого осадка; 4) выпадение жёлтого осадка
Чтобы справиться с этим заданием, нужно написать уравнения всех реакций и тогда ответы будут неизбежно правильными. Здесь: А=1, Б=2, В=4.
Zn + 2 NaOH + 2 H2O → Na2[Zn(OH)4] + H2
H2SO4 + Na2SO3 = Na2SO4 + SO2 + H2O
BaI2 + AgNO3 = Ba(NO3)2 + AgI2
13. При полной диссоциации 1 моль каких двух из представленных веществ образуется 2 моль катионов?
1) хлорид кальция; 2) нитрат алюминия; 3) сульфат натрия; 4) карбонат аммония; 5) фосфат калия
Писать уравнения диссоциации - вот что нужно уметь. Если сомневаетесь - смотрите в законную шпаргалку - Таблицу растворимости. Реакции диссоциации настолько элементарны, что я даже не буду их писать - справитесь, уверена. Ответ: 3,4.
14. Выберите два вещества, взаимодействие которых описывается сокращённым ионным уравнением. Zn2+ + S2– = ZnS↓
1) Zn(OH)2; 2) ZnSO4; 3) Zn; 4) (NH4)2S; 5) H2S; 6) Ag2S
Реакции ионного обмена и владение таблицей растворимости - и ничего сложного нет в этом задании. Оба исходных вещества должны быть растворимы: ZnSO4 + (NH4)2S = ZnS↓ + (NH4)2SO4
Ответ: 2, 4.
15. Установите соответствие между схемой процесса и названием процесса, происходящего в окислительно-восстановительной реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
А) Mn+4 → Mn+2
Б) Cl+5 → Cl–
В) S+4 → S+6
Это очень простое задание. А и Б - восстановление, В - окисление.
16. Из перечисленных суждений о способах разделения смесей выберите верное(-ые) суждение(-я).
1) Отделить от сахара примесь речного песка можно растворением, последующим фильтрованием смеси и выпариванием.
2) Хлорид калия можно выделить из водного раствора выпариванием.
3) Медные опилки из смеси можно выделить магнитом.
4) Две несмешивающиеся жидкости можно разделить с помощью делительной воронки.
Задание на простые приёмы лабораторных работ, которые были изучены ещё в 8-м классе. Конечно, 1, 2 и 4.
17. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Вещества: А) ZnSO4 и ZnCl2; Б) Na2SO4 и Na2SO3; В) K3PO4 и KCl
Реактивы: 1) NaOH; 2) KNO3; 3) HCl; 4) Ba(NO3)2
На мой взгляд, 17-е задание - самое трудоёмкое из всего теста. Чтобы с ним разобраться, надо владеть Таблицей растворимости, знать признаки протекания реакций и, возможно, перебирать варианты. Тут важна насмотренность и количество написанных на бумаге химических реакций. Для этого задания А=4, Б=3, В=4. И предлагаю вам самим проработать задание и понять, почему.
18. Аммошенит ((NH4)2SO4⋅MgSO4⋅6H2O) – двойная соль сульфата аммония и сульфата магния. Используется как азотно-магниевое удобрение. Вычислите в процентах массовую долю магния в аммошените. Запишите число с точностью до сотых. В расчётах примите Ar(Mg) = 24.
19. Внесение магниевых удобрений повышает урожайность зерновых культур, улучшает их качество. Под озимые зерновые культуры, в почву вносится 4 г магния на 1 м2 . Для подкормки участка потребовалось 12 кг аммошенита, других удобрений не применялось. Вычислите площадь участка в м2 . Запишите число с точностью до целых.
18-я и 19-я задачи логично решаются вместе. И если первая - из самого начала 8-го класса, то над второй, возможно, придётся подумать.
Надеюсь, все помнят, как найти массовую долю элемента в соединении? И да, кристаллизационную воду тоже считаем:
w(Mg) = 1*Ar(Mg) *100% / Mr((NH4)2SO4⋅MgSO4⋅6H2O) = 6,67%
Рассчитаем, сколько граммов магния содержится в 12 кг аммошенита: m(Mg) = 0,0667 * 12000 г = 800 г. А далее простое рассуждение и простая пропорция: если 4 г соответствуют 1 м2, то 800 г соответствуют 200 м2. Вот и всё.
20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой HNO3 + H2S → H2SO4 + NO2 + H2O Определите окислитель и восстановитель.
Задание несложное, но надо его правильно оформить. Сначала расставим степени окисления всех элементов, посмотрим, какие элементы меняют свои степени окисления. Азот, в степени окисления +5 - высшей - является типичным окислителем, восстанавливается до степени окисления +4. Сера, в степени окисления -2 - низшей - является типичным восстановителем, окисляется до степени окисления +6. Уравнения электронного баланса дадут нам необходимые коэффициенты:
N^+5 + 1e = N^+4 | 8
S^-2 - 8e = S^+6 | 1
8 HNO3 + H2S → H2SO4 + 8 NO2 + 4 H2O
Обратите внимание в этом задании, как правильно указатель окислитель и восстановитель: N^+5 (HNO3) - окислитель; S^-2 (H2S) - восстановитель.
21. Дана схема превращений: ZnO → ZnCl2 → X → Na2[Zn(OH)4] Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакции.
Цепочка на знание амфотерности.
ZnO + 2HCl → ZnCl2 + H2O
ZnCl2 + 2NaOH = Zn(OH)2 + 2NaCl и Zn^2+ + 2 OH ^- = Zn(OH)2
Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2[Zn(OH)4]
22. Через раствор гидроксида натрия пропустили 4,48 л сернистого газа (н. у.). Образовалось 126 г раствора сульфита натрия. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.
Запишем уравнение реакции: 2NaOH + SO2 = Na2SO3 + H2O
Найдём количество вещества сернистого газа: 4,48л / 22,4л = 0,2 моль.
Говорим волшебные слова: По уравнению видим: 1 моль SO2 соответствует 1 моль Na2SO3, значит, 0,2 моль SO2 соответствует 0,2 моль Na2SO3.
Масса Na2SO3, образовавшегося в результате реакции = 0,2 моль * 126 г/моль = 25,2 г.
Массовая доля Na2SO3 в растворе = 25,2 г/ 126 г = 0,2 или 20%.
Понятно?
23. Дан раствор сульфата меди(II), а также набор следующих реактивов: оксид кремния, медь, железо, соляная кислота, раствор гидроксида калия. Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата меди(II), и укажите признаки их протекания (наличие / отсутствие запах у газа, цвет осадка или раствора).
Задача сводится к тому, чтобы доказать химические свойства сульфата меди - раствора ярко-голубого цвета. Взаимодействие здесь возможно с железом (вспоминаем ряд активности металлов) и с гидроксидом калия, при этом получится красивый голубой осадок, согласно Таблице растворимости.
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu Видим, как раствор перестаёт быть голубым и становится зеленоватым, а восстановленная медь оседает в пространстве пробирки.
CuSO4 + 2KOH = K2SO4 + Cu(OH)2 Наблюдаем, как ярко-голубая окраска раствора исчезает, а на дно пробирки опускается голубой осадок нерастворимого гидроксида меди.
Осталось только провести эти эксперименты практически, выполняя 24-е задание.
Успехов!
24. Проведите химические реакции между сульфатом меди(II) и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его.