Автор - Инженер2010 #
Кризис в цепочке поставок боеприпасов: война на Украине испытывает Европу в ходе гонки перевооружения
Производители прилагают все усилия для пополнения национальных оружейных складов и удовлетворение спроса со стороны Киева
В битве Украины против России боеприпасы расходуются беспрецедентными темпами: страна расходует более 5000 артиллерийских снарядов в день, что соответствует заказам в мирное время небольшой европейской страны за целый год.
Резкий переход на военные рельсы создает в Европе кризис в цепочке поставок, поскольку оборонные производители изо всех сил пытаются увеличить производство для пополнения национальных запасов, а также поддержания поставок на Украину.
Прошел почти год с момента российского вторжения, и темпы роста спроса на боеприпасы и взрывчатые вещества превращаются в испытание промышленного производственного потенциала Европы в ходе гонки перевооружения.
“Это война промышленных мощностей”, – заявил Мортен Брандтцег, исполнительный директор норвежской компании Nammo, производящей боеприпасы и оружие с плечевым запуском.
По его оценкам, Украина делает примерно 5000-6000 артиллерийских выстрелов в день, что, по его словам, соответствует ежегодным заказам небольшого европейского государства до начала войны.
Ослаблению давления на производителей не способствовали сохраняющиеся узкие места в цепочке поставок, сохранившиеся после пандемии коронавируса, недостаток производственных мощностей и нехватка критически важного сырья для производства некоторых взрывчатых веществ, что сдерживает усилия по увеличению производства.
Производитель оружия Nammo заявляет, что масштаб инвестиций, осуществляемых для удовлетворения спроса, создает “огромную нагрузку на финансовые показатели в остальном здоровой оборонной компании”
По словам Брандтцега, некоторые компоненты пользуются таким высоким спросом, что сроки их поставки увеличились с месяцев до лет.
Это привело к борьбе за сырьё, от химикатов для взрывчатых веществ до металлов и пластмасс для взрывателей и артиллерийских гильз. Большинство компаний увеличили производственные смены в преддверии ожидаемых заказов от национальных правительств и нанимают больше людей, что является ещё одной проблемой со времён начала пандемии.
Ив Траиссак, заместитель исполнительного директора Eurenco – производителя боевых взрывчатых веществ, заявил, что компания стремится увеличить производственные мощности для удовлетворения растущего спроса со стороны клиентов, среди которых немецкая Rheinmetall и британская BAE Systems.
“В настоящее время мы осуществляем расширение, чтобы удовлетворить спрос наших клиентов. Это непростая задача, но мы работаем над этим”, - сказал он.
Одной из особых проблем является поиск азотной кислоты, которую компания использует в небольших количествах для изготовления взрывчатых веществ, но которая также является ключевым ингредиентом в производстве удобрений. Поскольку производство удобрений в Европе частично сократилось из-за высокой стоимости энергии, поставки азотной кислоты “должны быть обеспечены нашими поставщиками”, добавил Трайссак. Eurenco, сказал он, работает над тем, чтобы “иметь дополнительные источники критически важного сырья”.
Rheinmetall, крупнейший оборонный подрядчик Германии, в прошлом месяце объявил, что построит новый завод по производству взрывчатых веществ в Венгрии в рамках совместного предприятия с правительством для решения проблемы дефицита.
Взрывчатые вещества, производимые на новом заводе, будут использоваться, помимо прочего, для артиллерийских, танковых и минометных боеприпасов. Компания также возобновила работу выведенных из эксплуатации мощностей по производству боеприпасов, сообщили в Financial Times, и “закупила большие запасы важных материалов”.
Мик Орд, исполнительный директор британской компании Chemring, поставляющей ряд бризантных и метательных взрывчатых веществ оборонным подрядчикам, заявил, что некоторые клиенты задавали вопросы относительно возможности “увеличения выпуска [определенных материалов] на 100-200 процентов”.
По словам Орда, “многие проблемы в цепочке поставок, сохранившиеся после пандемии, начинают уменьшаться”.
“Более серьезная проблема заключается в том, что наши мощности были рассчитаны в соответствии со спросом, формируемым нашими клиентами, и отрасль в широком смысле функционировала на основе принципа, где мощность соответствует спросу”.
По его словам, для значительного увеличения производства требуется время и инвестиции в строительство новых заводов. “Это довольно капиталоемкие проекты, требующие на строительство, приёмку и ввод в эксплуатацию несколько лет. Это не та цепочка поставок, где можно просто щелкнуть выключателем”.
Британская компания Denroy, производящая гильзы и другие компоненты для ряда оборонных компаний, получила преимущество, осуществив предварительный заказ определенных материалов, таких как полимеры и композиты.
По словам исполнительного директора Кевина Макнами, проблема заключается “не столько в наших возможностях, сколько в том, что сроки поставки некоторых материалов очень велики — по некоторым специализированным материалам они могут составлять шесть месяцев”.
Коллекция боеприпасов в Харьковской области Украины. По оценкам, страна делает не менее 5000 артиллерийских выстрелов в день
“Компании могут выпускать партию один или два раза в год, так что, если вы пропустите эту партию, вам придется подождать”.
Кризис побудил компании более тесно вести сотрудничество со своими поставщиками, а также с теми, кто находится дальше по цепочке. Несколько руководителей отрасли заявили, что у них уходит больше времени на ежедневную проверку того, что отдельные поставщики в состоянии осуществлять поставки.
Огромный спрос на инвестиции также побуждает правительства к изменению порядка осуществления закупок, а руководители компаний заявляют, что им нужны долгосрочные контракты.
Nammo, совладельцами которой являются правительства Норвегии и Финляндии, обычно получает от государственных заказчиков годовые контракты. Компания запустила инвестиции в свои объекты в начале прошлого года и смогла удовлетворить спрос своих клиентов. Тем не менее масштаб инвестиций таков, что они являются “огромной нагрузкой на финансовые показатели в остальном здоровой оборонной компании” – заявил Брандтцег.
Инвестиции компании в 2022 году оказались “более чем в три раза выше, чем годом ранее”. Оборонная промышленность нуждается в более длительных, многолетних контрактах, добавил он, “чтобы она могла осуществлять эти масштабные инвестиции”.
В Британии BAE Systems уже несколько месяцев ведет переговоры с Министерством обороны об увеличении производства ряда боеприпасов. Компания является основным поставщиком для Вооруженных сил Соединённого Королевства и в январе начала выполнение нового 15-летнего контракта на поставку, однако всё ещё ожидает заключения официального соглашения, чтобы обеспечить выпуск дополнительной продукции, необходимой Украине.
Ли Смуртуэйт, программный директор по боеприпасам в BAE, заявил, что компания уже увеличила количество смен на своих заводах в дополнение к найму временных работников, как для удовлетворения требований нового контракта, так и в ожидании увеличения объема работ. Три основных завода компании по производству боеприпасов обычно работают в две-три смены 24 часа в сутки, пять дней в неделю.
Спешка с перевооружением и перспектива того, что война затянется на некоторое время, вызвали дебаты о необходимости объединения закупок по всему ЕС, несмотря на его разделённую промышленную основу.
Страны также рассматривают возможность более удалённого сотрудничества, и в конце прошлого месяца Франция объявила, что будет сотрудничать с Австралией в рамках совместного производства и отправки нескольких тысяч 155-мм артиллерийских снарядов на Украину. Производство снарядов будет вести французская компания Nexter.
“Никогда не будет такого, что в Европе останется лишь один завод по производству метательных взрывчатых веществ, но, если когда-либо и было пора сказать, что следует кооперироваться в области производства боеприпасов, то это сейчас”, - заявил Фрэнсис Туса, редактор журнала Defence Analysis, ссылаясь на недавнюю речь президента Франции Эммануэля Макрона, где он указал, что количество снарядов, производимых во Франции за год, соответствовало неделе обстрелов, осуществляемых Россией на Украине.
Он добавил, что у соглашения о совместных закупках оружия, такого как боеприпасы или взрывчатые вещества, могут быть преимущества.
Работа над этим ведется полным ходом. Европейское оборонное агентство, созданное в 2004 году, работает в рамках усилий ЕС, предпринятых в конце прошлого года для совместного с промышленностью изучения того, как государства-члены могут координировать закупки некоторого критически важного имущества, включая боеприпасы.
“Было ясно, что в ряде мощностей существует острая необходимость”, - заявил Питер Таал, глава отдела промышленности, стратегии и европейской политики компании EDA [инжиниринговая компания, специализирующаяся на производстве оборудования для полупроводниковой промышленности – прим.пер.].
Прогресс, однако, потребует времени, признал он, добавив, что “между государствами-членами всегда требуется провести много разговоров в стиле «вокруг да около»”.
Тревор Тейлор из Объединённого королевского института по исследованию вопросов безопасности и обороны заявил: “В оборонном производстве имеет значение масштаб, а также предельно ясна функциональная необходимость совместной работы европейцев (включая британцев)”.
Но он предостерёг: “Политические препятствия для такого сотрудничества значительны: решить, кто и за что будет платить – будет непросто”.
Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).