Министр промышленности и энергетики региона Вячеслав Химочка в рамках онлайн-форума на сайте правительства подвел некоторые итоги работы отрасли в ушедшем году. Основные тренды остались теми же, что и ранее: упор на импортозамещение, поиски новых рынков сбыта и дефицит кадров. Как уже сообщалось, индекс промышленного производства в Алтайском крае по итогам 2022 года составил 101,9 %.
Как отметил Химочка, итоговый показатель за год в 101,9 % считали в натуральном выражении – то есть по количеству произведенной продукции, а не по их стоимости. Соответственно, эта цифра не учитывает инфляцию. Среди сфер, показавших рост, наиболее уверенные результаты продемонстрировало производство одежды – 162,7 %. Наибольший вклад внесли АО «БТК групп», обособленное подразделение ООО «БТК Текстиль» БМК «Меланжист Алтая» и ООО «Спецобъединение-Алтай». Одним из факторов роста выступило увеличение спроса на отечественную спецодежду. Ощутимый прирост фиксируется и в производстве прочих транспортных средств и оборудования – 129,1 %. АО «Алтайвагон» и АО «Барнаульский вагоноремонтный завод» в 2022 году совместно было выпустили 9621 вагон – на 17,7 % больше, чем в 2021 году. Заметно подросло и производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях - 113,4 %. Это связано, в том числе, с увеличением объемов производства в 2022 году на АО «Алтайвитамины». Производство химических веществ и химических продуктов тоже увеличилось на 8,2 % к прошлому году. В этом плане отличились «Бийский олеумный завод» и АО «Алтайский Химпром». Рост объемов также показал малый и средний бизнес, который производит лакокрасочные изделия. Рост был обусловлен увеличением выпуска серной кислоты, минеральных удобрений, пластмасс в первичных формах и лакокрасочных материалов.
Отдельно министр отметил ситуацию на алтайских предприятиях оборонного комплекса. Они по итогам 2022 года показали совокупный рост производства более чем на 27 %. В 2023 году также прогнозируется увеличение показателей по выпуску продукции. Предприятия отрасли проводят дополнительный набор рабочих и специалистов. Завлекать стараются, в первую очередь, зарплатами, которые по итогам 2022 года составили в среднем больше 44 тысяч рублей. Ее рост министр связывает с дополнительными оборонзаказами, полученными предприятиями. Кадров, кстати, ищут и другие промпредприятия. Пути выхода из ситуации пробуют самые разные: на предприятия легкой промышленности привлекают к работе осужденных, а также выдают квоты на привлечение иностранных работников на ограниченный период.
В то же время целый ряд отраслей продемонстрировал спад по итогам года. Так, в добыче металлических руд индекс составил 88 %. Это связано с приостановлением разработки Степного месторождения открытым способом, ограниченными мощностями обогатительных фабрик и содержанием металлов в руде. Снизились показатели и в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования – на 2,2 %. Здесь сказалось то, что у производителей котельного оборудования изменилась структура заказов: они стали производить больше запчастей и меньше самих котлов. Также снизились объемы производства в обработке древесины и производстве изделий из дерева – индекс составил 92,9 %. Это связано с закрытием зарубежных рынков, куда, в том числе, отгружались изделия из дерева и фанеры.
Производство кокса и нефтепродуктов в 2022 году тоже упало на 8,3 %. Эту сферу в крае практически единолично представляет АО «Алтай-Кокс». Объем производства кокса в основном зависит от деятельности головного предприятия – ПАО «НЛМК», которое и выступает основным потребителем продукции АО «Алтай-Кокс». На ОАО «Кучуксульфат», которое на фоне западных санкций потеряло своих основных зарубежных партнеров - Procter&Gamble и Henkel – ситуация пока тоже не наладилась. По итогам года объем отгрузки там составил 87,7 % к уровню предыдущего аналогичного периода. Впрочем, позитивные тенденции на предприятии все же наметились, но их оказалось недостаточно, чтобы выйти на прошлогодние показатели.
О том, как идут дела на «Барнаульском патронном заводе», чиновник рассказал лишь в общих чертах, не приводя конкретных цифр. Он лишь указал, что сейчас предприятие участвует в проводимых тендерах на патронную продукцию и ведет активную выставочно-ярмарочную деятельность. Пока его представители ведут переговоры с потенциальными покупателями. Ранее уточнялось, что в качестве возможных рынков сбыта рассматриваются Монголия, страны СНГ (Беларусь, Казахстан, Киргизия) и Африки (Кения, Конго, Сенегал и ЮАР). Очевидно, они должны заменить собой потерянные после введения санкций рынки в Америке и Европе.
Чуть подробнее Химочка рассказал об «успехах» золотодобывающей промышленности. Добыча коренного золота в регионе в 2022 году снизилась на 11 % по сравнению с прошлым аналогичным периодом и составила 740 кг. По прогнозам в 2023 году добыча останется на том же уровне. Добыча рассыпного золота в крае по оценкам Алтайнедр ежегодно составляет 40-80 кг – более точных данных министр не привел. Предприятия отрасли планируют продолжить добычу на уже действующих месторождениях, а кое-кто даже выходит на новые рубежи. Так, ООО «Артель старателей «Поиск» собирается осваивать новую площадку в Курьинском районе, неподалеку от своего первого карьера в Краснощековском районе. Стоит заметить, что в Курьинском районе уже работает ООО «Золото Курьи». Кроме этого, возможно дальнейшее освоение «Техногенного месторождения Хвостохранилища Змеиногорской золотоизвлекательной фабрики». Участок расположен на северо-западной окраине Змеиногорска.