Дефицит бюджета в январе подскочил до 2 трлн руб., доходы упали на 35% г/г, расходы выросли на 59% г/г.
Нефтегазовые доходы составили 426 млрд руб., сократившись по сравнению с январем 2022 г. на 46%, что в первую очередь обусловлено снижением котировок сорта Urals и уменьшением объемов экспорта природного газа. Минфин подчеркнул, что сейчас разрабатываются подходы к замене бенчмарка Urals альтернативными в целях налогообложения. Кроме того, предусмотрено использование средств из ФНБ для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов, сумма которых в январе достигла 54,5 млрд руб. Ненефтегазовые доходы составили 931 млрд руб., сократившись на 28% г/г в связи с уменьшением поступлений от взимания НДС внутри России и налога на прибыль. Снижение уплаченного налога на прибыль связано с возвратом излишне уплаченных налоговых сумм в предыдущие периоды. Доходы от уплаты НДС внутри России упали в связи с введенной в апреле 2022 г. процедурой ускоренного возмещения НДС. Минфин подчеркнул, что в целом нефтегазовые доходы в январе 2023 г. — на уровне цифр, которые прогнозировались при составлении законопроекта о бюджете.
Дефицит бюджета в январе оценивается в 1,76 трлн руб., что составляет 60% от годового плана, расходы при этом составили 3,2 трлн руб., увеличившись на 58% г/г (11% от плана на 2023 г.). Мы рассматриваем такую слабую динамику бюджета как результат действия нескольких факторов. Минфин сообщил, что будущие доходы бюджета окажутся выше благодаря применению «бюджетного правила» и новым механизмам налогообложения. Мы также прогнозируем подорожание Brent благодаря открытию китайской экономики и сезонный рост цен на газ летом. В предстоящие месяцы, таким образом, мы ожидаем роста бюджетных доходов с крайне низких уровней начала этого года.