Найти тему

Становление речи у детей в первые месяцы жизни: что такое гуление, первые звуки и слоги, развитие навыков

Мы продолжаем с вами обсуждение вопросов, касающихся развития речевых навыков у детей в первые месяцы жизни. Так, к возрасту примерно трех месяцев жизни ребенку становятся крайне необходимыми коммуникационные навыки и познавательно опосредованные состояния, которые приводят к состоянию комфорта для малыша.

все фото - яндекс-картинки
все фото - яндекс-картинки

То есть – ребенку хочется общаться с матерью и другими родственниками и но будет снова и снова воспроизводить те комплексы поведенческих реакций, которые по его предыдущему опыту, будут активно стимулировать маму к общению с крохой и уходу за ним. Он воспроизводит звуки и действия, при которых мама сразу обращает на него внимание и начинает общаться.

Гуление как основа речи

Постепенно у ребенка формируется гуление, это особые звуки, считающиеся зачатками речи. Гуление, в отличие от криков, о которых мы говорили ранее, можно охарактеризовать как особые согласные звуки, которые возникают на фоне скользящих гласных, но их сложно точно определить, где точно образуются эти звуки и за счет каких органов речеобразования.

Эти элементы гуления, согласно-подобные, звучат достаточно мягко и наблюдается обилие различных шумов и звуков, могут быть хрюкающие или всхрапывающие звуки, а также особые звуки, которые обусловлены дрожанием в области небной занавески.

Пока это только звуки

Звуков, образующихся за счет языка, практически не имеется. Губные звуки представлены только губно-губных вариантах – это носовые звуки и зачастую очень смягченные. Постепенно происходит освоение совокупности многих гласных звуков или формируется вокализм, который начинается с широких гласных, затем узкого гласного и его противопоставление широкому гласному звуку.

Спустя некоторое время у детей возникает система их трех гласных звуков, что и будет составлять вокалистический минимальный уровень во всех живых языках мира – это звуки «а», «у» и «и». если иметь в виду эти данные, стоит знать о том, что ранее всего ребенком будет осваиваться национально-специфический вариант выражаемых эмоционально тембров звука «а», потом тембров звука «и» и «у».

То есть постепенно его звуки переходят их криков в произношение звуков – комбинации гласных с согласными.

-2

Нам три месяца – новые способности

К третьему месяцу у ребенка возникает уже новое явление – малыш начинает уже сам искать взрослых взглядом для того, чтобы пообщаться с ними. Ребенок будет останавливать на взрослых сосредоточенный и длительный взгляд, начинает улыбаться. В ответ на приветствия взрослых дети выражают огромную радость в виде смеха и взвизгиваний.

Подобное выражение радости и эмоции особым термином – комплексом оживления. Инициаьива общения теперь принадлежит не взрослым, но и самому ребенку. У младенцев появляются первые особые короткие звуки – кхы, гы, кы… в периоде, когда формируется гуление, здоровые дети могут произносить много разных звуков – это например, бу, гу, мА, ам, ааа, пь, ть, пф и тд.

Если при уходе за ребенком не использовать речи и большей частью молчать, тогда появление звуков будет запаздывать, речь будет начинать развиваться позднее обычного.

Мы общаемся звуками

В периоде четвертого месяца ребенка самое значительное достижение, которое будет им сформировано, это развитие общения между ним самим и взрослыми посредством разного рода речевых звуков.

-3

Помимо этого, на протяжении месяца будут наблюдаться сдвиги и в развитии других движений ребенка. Кроха формирует такие действия, как прислушивание к голосам взрослых, и ищет его взглядом, отвечает ему особыми звуками и громкими приступами смеха.

В возрасте трех месяцев ребенок будет реагировать на разговоры с ним взрослых приступами смеха, а также некоторыми звуками своего голоса, особыми движениями ножек и ручек.

Но уже на четвертом месяце именно слуховое восприятие будет приобретать особенное значение при построении взаимоотношений ребенка со взрослыми. Кроха может перекликаться со взрослыми на достаточном расстоянии, если он может слышать голос и при этом одновременно он видит взрослого.

Постепенно увеличивается количество звуков, которые произносятся ребенком – это гласные звуки «а», «у», «э», «и» и согласные звуки «р». Некоторые дети постепенно формируют более сложные комплексы из звуков по типу «агу», «тить», «иль» и другие. Помимо этого, некоторые из детей зачастую начинают пользоваться при общении особыми высокими и певучими звуками, похожими на трели, которые они произносят с большим напряжением голоса.

-4

Характер «речи» меняется

Постепенно изменяется и характер произносимых ребенком звуков – вместо отрывистых, что ьбыли ранее, сейчас начинают преобладать протяжные, певучие звук по типу «ааааа», «рррр». Перемена коротких звуков в виде гукания, на певучие и протяжные звуки гуления, и это происходит одновременно с изменением в движениях ребенка.

Это связано, по мнению специалистов с тем, что ребенок приобретает способности к более длительному сокращению в отдельных мышечных группах. Произнесение крохой звуков, как и выполнение им определенных движений, будет осуществляться под контролем его органов чувств – звуки произносят под контролем слухового анализатора, а движения формируются под контролем зрительного анализатора.

Удалось также установить еще и наличие факта подражания произносимым взрослым звукам со стороны младенца еще в очень раннем возрасте. Если вы, общаясь с ребенком, произносите звуки, которые он уже умеет произносить, и он сам таким же тоном в ответ может повторить подобного же рода звуки.

-5

Изменяя звуки, к примеру «рррр» или «аааа», можно вызывать такого же рода изменения в звуках у ребеночка. Переход малыша от одного типа звуков к другим будет происходить после маленькой паузы. Ребенок будет произносить звуки, которые он повторяет многократно.

Долгие разговоры с самим собой

Дети также начинают произносить звуки и вне ситуаций общения. Этот факт подготавливается на протяжении длительного времени, в процессе общения детей со взрослыми. Каждый эпизод общения со взрослыми будет оставлять после себя определенный след, ребенок будет сохранять некоторое время отличное приподнятое настроение и может продолжать гулить.

Все это будет приводить к тому, что произношение ребенком звуков становится самостоятельным видом деятельности ребенка. Расцвет периода гуления выпадает на период от 4 до 6 месяцев, видимо, к этому возрасту, ребенок полностью может освоить национальную специфику и эмоционально выразительные вокальные особенности родной речи.

Научившись распознавать особые области в построении гласных звуков в родной речи, дети переходят постепенно к различению соответствующих двигательных навыков, необходимых для правильной работы рото-речевого аппарата. Дети следят за взрослыми и повторяют за ними – как произносятся звуки челюстями взрослого.

-6

Важно для дальнейшего развития

Для понимания того, как в дальнейшем развиваются коммуникативные и познавательные средства речи важно подчеркивать, что в формировании звуковых комплексов гуления преобладают эмоциональное значение и только в вокализованных участках «речи».

Связывающие же из определенные звуки, которые обладают более или менее приближенными к шуму вариантами, эмоционального значения не имеют. При восприятии маминой или папиной речи ребенок таким же образом принимать будет во внимание только ее вокализованные фрагменты, а все те, что произносятся между ними, дети игнорируют.

Однако, постепенно такое отношение к участкам зашумленности в потоке речи родителей постепенно будет осознаваться. Период гуления будет завершаться тем фактом, что ребенок в период вступления во второе полугодие начинает распознавать гласные специфические тембры, состоящие из безударных слогов, в которых они сливаются с шумовыми элементами слогов.

В следующих статьях блога мы продолжим тему развития речи.