В советском кино работали лучшие отечественные писатели, драматурги и сценаристы, но иногда даже им на хватало фантазии. Так что одно и то же название фильма могло встречаться семь раз, да и сами ленты посвящались все тем же героям, которых играли те же самые, пусть и хорошие артисты.
Все мы знаем о том, что лучший маршал Жуков - это Михаил Александрович Ульянов. Прекрасный артист 12 раз воплощал этот образ на экране. Говорят, что самому маршалу, который успел увидеть себя в трактовке Ульянова, это понравилось, хотя экранный образ имел мало общего с оригиналом в человеческом плане. К слову, артист с полководцем так ни разу и не встретились – Ульянов не решился. Но ведь он и не играл настоящего Жукова, а отображал на экране представления советского народа о том, каким должен был быть маршал. То же самое он делал и с ролью Ленина, которую исполнил 6 раз. Но в этом деле он, конечно, рекордсменом не является.
18 вождей на одного Каюрова
Артист Малого театра Юрий Каюров представляет для меня загадку, которую не удается разгадать. И дело не только в том, что он 18 (!) раз сыграл в кино роль вождя мирового пролетариата, от чего, вероятно, можно и с ума сойти (к примеру, у беспрерывно исполнявшего роль детектива Коломбо американского актера Питера Фалька развилась деменция). Просто к актерам, которые играли В.И. Ленина в кинематографе или на сцене, отношение властей всегда было особым. Но родившийся в 1927 году Каюров по какой-то неведомой причине так и не удостоился от Родины звания народного артиста СССР. А ведь в Малый его позвали на Ленина, в кинематографе он дебютировал в 1961 году ролью Ленина ("В начале века"), получил за эти работы государственные премии СССР и РСФСР, ордена, медали. В кино добросовестно играл партсекретарей, начальников, убежденных коммунистов.
Как он мог промахнуться мимо высшего звания, которое заслуживал хотя бы за 18 Ильичей? Единственная версия - что-то в личной жизни Юрия Ивановича не совсем устраивало руководство. Возможно, поведение его сына Леонида Каюрова, который, как известно, из артиста стал православным священником. Причем начал активно посещать церковь именно в тот момент, когда его отца, по всем признакам, должны были сделать народным. Впрочем, ответ на этот вопрос знает только сам Юрий Каюров, и хочется верить, что он его даст.
Во имя отца и сына - дубль седьмой!
Слышали ли вы о фильме с названием "Отец и сын"? Возможно, краем уха. Между тем в советском кино вышло целых семь (!) подобных картин. Почин был сделан в 1919 году легендарным режиссером Иваном Перестиани, лента посвящена первой годовщине Красной армии, а главную роль сыграл сам Иван Мозжухин. Во второй раз "Отца и сына" выпустил Чеслав Сабинский в 1924 году (другое название - "Враги"). Фильм рассказывал о распаде почтенного семейства полковника царской армии из-за связанных с революцией событий. В 1927 году картину "Отец и сын" снимает Георгий Стабовой, и вновь здесь фигурирует дворянство, Красная армия, революция и семейные драмы. В 1936 году Маргарита Барская снимает своего "Отца и сына" про непростые отношения 12-летнего мальчика и отца - директора завода (с участием Льва Свердлина, Михаила Тарханова, Ольги Жизневой).
Через 5 лет в трагическом 1941 режиссеры Олег Сергеев и Сергей Якушев снимают "Отца и сына", пригласив на главные роли Константина Скоробогатова и Владимира Честнокова. Фильм рассказывал о том, как проходило трудовое соперничество между рабочим-папой и рабочим-сыном, серьезно поспоривших по поводу способов плавки металла. Туркменский режиссер Ниязгельды Курбангельдыев выпустил в 1977 году ленту "Отец и сын", экранизировав поэму Керима Курбаннепесова. Наконец, в 1979 "Отца и сына" снимают Усков и Краснопольский - это экранизация романа Георгия Маркова. В отличии от сериалов "Тени исчезают в полдень" или "Вечный зов" намного менее популярный, почти забытый ныне фильм. Вот так - семь картин с одинаковым названием, семь попыток, и ни одна не получилась! А вот "Джентльменов удачи", к примеру, сняли в СССР только однажды.
Роль как проклятие
Актеры очень боялись быть привязанными к одной роли в сознании зрителей и режиссеров. Ведь это предельно ограничивало их возможности к самореализации. Упомянутому выше Каюрову в кино давали роли почти сплошь одного героически-партийного плана именно из-за Ленина, а вот Ульянов сумел добиться гораздо большей свободы вне пределов образа Жукова. Что же другие рекордсмены? Андро Кобаладзе 15 раз сыграл Сталина. К сожалению, его фильмография этим почти исчерпывается - вождь полностью поглотил творческие возможности замечательного грузинского артиста, которому (смеха ради, вероятно), однажды все-таки доверили другуг роль - Орджоникидзе. Роман Хомятов стал главным исполнителем роли Фрунзе в советском кино (9 фильмов, по другим источникам - 13). То ли был фотографически похож, то ли просто назначили сверху, чтобы режиссеры больше не думали, кого звать. В таком же количестве фильмов изумительный питерский актер Владимир Татосов воплотил роль Свердлова. На один фильм от него отстал главный конкурент по Свердлову - Леонид Любашевский (8 фильмов). Впрочем, что это мы все про вождей? Георгий Вицин 6 раз воплощал образ Труса, а Георгий Милляр 5 раз становился Бабой Ягой. И кого мы больше помним?
Как Чехов победил Горького
Советское кино делало действительно великолепные экранизации. И до 1960-х годов пальму первенства здесь держали произведения Максима Горького. Но потом появилась чуть большая творческая свобода, и режиссеры бросились ставить других писателей, из которых самой большой любовью пользовался Антон Палыч Чехов. В результате, его произведения экранизировали 57 раз, а Горький с 38 постановками занял почетное второе место. На третьем расположился великий русский драматург Александр Островский - 31 фильм. А вот гении русской литературы Толстой и Пушкин сражаются между собой за четвертое место, на обоих приходится по 21 фильму. С 18 фильмами по произведениям Алексея Толстого еще можно согласиться, "Гиперболоид инженера Гарина", "Петр I" или две версии "Хождений по мукам" смотрели многие, но 14 постановок Чингиза Айтматова (в других источниках - 18)? А вы вспомните 14 фильмов по Айтматову, не заглядывая в шпаргалку? А хотя бы три? 12 раз экранизировали детективы братьев Вайнеров, 10 - Юлиана Семенова.
Все песни только о любви
Конечно, упомянутый выше "Отец и сын" - это исключение, которое лишь подтверждает правило. Названия у всех советских фильмов были разные. И все-таки, если верить суровой статистике, в названиях 54 картин встречается слово "любовь" - оно самое популярное. Не "революция", не Ленин и даже не "коммунизм", а такое милое каждому сердцу понятие. На втором месте прилагательное "русский", а на третьем, увы... "смерть". И если последнего никому из нас избежать, к сожалению, не получится, то хочется пожелать, чтобы любви у всех жизни было как можно больше.
Дорогие друзья! Подписывайтесь на канал, поддержите его существование и развитие!