Процесс любого обучения, будь оно школьное, профессиональное или корпоративное — это зачастую долго, сложно и скучно. Однако если всё происходит в форме игры, получается намного эффективнее и быстрее.
Геймификация — это следующая ступень в развитии образовательных технологий. Открыв такое приложение или сайт, вы увидите новый мир обучения, мотивации и построения отношений с потребителями услуг.
В этой статье мы расскажем о принципах и основных преимуществах геймификации на примерах популярных веб- и мобильных продуктов.
Геймификация – это не игра
Разница между игрой и геймификацией
Геймификация активно используется в различных бизнес-сферах: образование (школы, университеты и предприятия), маркетинг, ритейл, здравоохранение, финансы и т.д. Важно видеть разницу между геймификацией и обычной игрой.
Игры созданы для удовольствия и развлечения. Цель геймификации – вовлекать людей в деятельность и поощрять их к достижению результата.
Например, в сфере образования геймификация призвана:
- Вовлекать обучающихся в процесс обучения;
- Менять мышление человека;
- Мотивировать к долгосрочному взаимодействию.
Более 800 транснациональных компаний уже запустили проекты с использованием геймификации в различных сферах деятельности и для людей самых разных возрастов.
Если вы ищете креативные способы увеличения продаж, планируете улучшить внутреннюю систему обучения сотрудников или создать для учеников и преподавателей образовательный сайт или мобильное приложение, то геймификация – то, что необходимо.
Как работает геймификация?
Для начала нужно понять термин «игровое мышление», если хотите геймифицировать свое приложение или веб-сайт.
Игровое мышление – это подход, который использует механику и эстетику игр при разработке неигровых продуктов.
Основные элементы геймификации в обучении:
- Визуальный дизайн;
- История (Сторителлинг);
- Соревновательность;
- Решение проблемы (Челлендж);
- Награды;
- Обратная связь с пользователем.
Как геймификация работает в приложениях для учебы?
- Создает мотивацию выполнять каждое задание и пройти курс до конца.
- Укрепляет уверенность по мере того, как уровни становятся сложнее.
- Побуждает не бояться неудачи и дает положительную обратную связь.
- Развивает как индивидуальные, так и командные навыки работы.
- Дает мгновенную обратную связь после каждого задания, демонстрирует результаты учащихся и вознаграждает их.
- Работает как гид на каждом этапе.
Существует два подхода применения геймификации:
- Геймификация контента – берется обучающий материал и вписывается в некий сюжет. Пользователям нравится раскрывать тайны и ассоциировать себя с героями, ведь это намного интереснее, чем просто читать.
- Структурная геймификация – применение игровой механики без изменения текста. Например, создание викторин и различных челленджей, поощрение соревновательности, начисление очков и раздача наград.
Также дизайнеры и разработчики могут объединить два типа геймификации в одном решении.
Известным во всем мире примером геймификации является приложение Duolingo, созданное для изучения иностранных языков.
В нем есть персонажи, переходящие из уровня в уровень, а также зарабатывание очков, мотивирующие награды и многое другое. В обучении важна не только история, но и голос. С помощью анимированных героев слова запоминаются быстрее.
Можно использовать любые методы геймификации для вашей аудитории и привлекать людей со всего мира.
Какие преимущества дает геймификация приложению?
Цели геймификации могут быть различны в зависимости от области применения.
Геймификация в детских образовательных продуктах:
- Создает вовлеченность и мотивацию.
- Делает процесс интерактивным и увлекательным.
- Совершенствует навыки обучения, улучшает усвоение и сохранение знаний.
- Учит, как работает реальный мир – правила и решения, которые имеют последствия.
- Поощряет здоровую конкуренцию и самосовершенствование.
- Обучает психологическим практикам. Например, как быть устойчивым к неудачам.
- Повышает творческий потенциал.
- Учит командной работе и сотрудничеству.
- Уменьшает стресс.
Геймификация в приложениях для корпоративного обучения:
- Повышает мотивацию к работе.
- Предотвращает выгорание, промедление и низкую успеваемость.
- Повышает производительность.
- Развивает конкретные навыки для работы.
- Повышает мотивацию к достижению целей.
- Поощряет творческий подход, инициативу и ответственность.
- Создает ощущение принадлежности к команде.
Существует множество способов применения приемов геймификации к диджитал-продуктам. Давайте рассмотрим популярные примеры.
Инструменты геймификации
Игры, викторины, миссии и истории
Сторителлинг – это один из самых захватывающих примеров геймификации. Люди любят хорошие истории, и этот подход эффективен для детей и взрослых.
Истории создадут настроение и мотивацию для пользователей образовательного приложения. Чтение теоретического материала становится менее скучным, если он представлен в виде захватывающего рассказа.
Всевозможные викторины помогают проверить знания учащихся. Это не вызывает стресса, да и еще и мотивирует.
Например, за прохождение викторины можно получить бонусы, а потом потратить их на подсказки, индивидуальный дизайн или другие интересные функции.
Образовательные приложения становятся более увлекательными, если они позволяют играть в развивающие игры и решать сложные задачи.
Миссии и челленджи – это важные части геймифицированного дизайна. Они проверяют знания, помогают развивать навыки и поощряют определенное поведение.
Баллы и уровни сложности
Образовательные приложения предоставляют пользователям мгновенную обратную связь. С помощью баллов и уровней сложности пользователи могут измерять свои достижения. В результате появляется азарт, и они открывают ваше приложение каждый день.
Визуализация прогресса
Индикаторы прогресса – это интерактивные инструменты, показывающие информацию, которая больше всего нужна учащимся:
- Основные этапы (что уже достигнуто);
- Будущие цели;
- Какие награды можно заработать;
- Различные пути обучения на выбор;
- Возможность вернуться к предыдущим уровням.
Индикаторы прогресса направлены на то, чтобы поощрять особый тип мышления. Они важны для повышения вовлеченности и мотивации учащихся. Людям понравится ваше образовательное приложение, если оно позволит им видеть цель и чувствовать привлекательность будущих достижений.
Таблица лидеров
Существуют различные типы учащихся: некоторые более активны, если соревнуются друг с другом. Геймификация в образовательных IT-продуктах эффективно использует это свойство.
В таблице лидеров должны применяться четкие критерии, которые показывают:
- Сколько баллов зарабатывается за определенное действие?
- Как регистрируется прогресс?
- Как очки влияют на рейтинг?
- Как можно попасть в список лучших?
Награды и знаки отличия
Как обеспечить прохождение курса до конца? Как быть уверенными в том, что учащиеся развили конкретные навыки?
Награды и значки – один из многих творческих способов геймификации. Они полезны, когда являются разными для конкретных задач и в зависимости от уровня сложности. Это дает игрокам-ученикам стимул стремиться к большему.
Внутренняя валюта
Пользователи должны быть вознаграждены не только абстрактными баллами, но и тем, что можно использовать.
Валюта курса – это то, что ученики могут заработать, выполняя задания. Обычно валюта тратится на подсказки, повышение уровня, кастомные настройки аккаунта, дополнительные функции.
Примеры геймификации в образовании
Давайте рассмотрим примеры привлекательных образовательных приложений и посмотрим, почему они стали популярными в России и во всех странах мира.
Мы составили подборку с наиболее популярными платформами, которые помогут освоить материал в развлекательной форме.
Применение геймификации образования в Российских вузах
Во время пандемии каждый ВУЗ страны обновил официальный сайт и личные кабинеты студентов, создавая внутри них функции для дистанционного обучения.
Большинство образовательных учреждений обратились к площадкам видеоконференций: Zoom, Microsoft Teams, Steam и многих других. Этот формат убрал нормальное взаимодействие между студентами и преподавателями, а также сделал процесс обучения скучным и блеклым.
Тогда появились нестандартные решения из области геймификации, которые использовал ряд российских вузов.
Геймификация проникает в российское образование медленно, но необходимость в ней увеличивается с каждым годом.
Примеры геймификации в офисных приложениях
Если ищете вдохновение для геймификации, то мы собрали для вас яркие примеры используемых в России и по всему миру корпоративных приложений с геймификацией.
Необычное применение геймификации в работе организации
В связи с пандемией практически все виды российского бизнеса развили собственные интернет-ресурсы для организации рабочих процессов. Но многие инициативы значительно тормозятся из-за не до конца развитой системы электронного документооборота, а также по причине нехватки качественных приложений, совмещающих все важные для работы функции.
В российских компаниях привыкли использовать не одну программу, а комплекс приложений. Большинство из них созданы за границей:
- Google Документы;
- Trello;
- Zoom;
- TeamViewer;
- Slack и многие другие.
А ведь качественное приложение для рабочих задач, дополненное геймификацией, могло бы облегчить многие процессы и создать дополнительную мотивацию персоналу.
Рассмотрим ещё ряд примеров нестандартного использования геймификации в корпоративных IT-продуктах.
- Совещания в Red Dead Redemption 2 . В мае 2020 года всех удивило решение иллюстратора из Лондона Вив Шварц: она и её коллеги проводят деловые встречи в видеоигре в виде персонажей-ковбоев, собираясь у костра и периодически стреляя по разбойникам. По словам Шварц, это разряжает обстановку, позволяет разнообразить работу и вернуть эмоции в рабочий процесс на «удаленке».
- Портал The Washington Post рассказал о том, как Amazon решил сделать работу сотрудников менее рутиной. Каждый обработанный заказ строил «башню» в игре на большом экране. Так сотрудники соревновались между собой, видели свои ошибки и спешили их исправить. Это смогло разгрузить эмоциональное и физическое напряжение. Награждение за победу реальное, поэтому мотивация сотрудников остается стабильно высокой, а метод применяется до сих пор.
- Microsoft разработали интересную систему мотивации для разработчиков: за каждую найденную ошибку начисляются баллы. Этот метод настолько мотивировал 4500 разработчиков, что за короткий период они смогли выявить 6700 ошибок. Теперь геймификация стала атрибутом повышения эффективности в работе персонала Microsoft.
Заключение
Геймификация в любом виде обучения и в рабочих процессах необходима для повышения мотивации, осознанности и вовлеченности.
Какие бы способы вы ни выбрали для реализации геймифицированных функций в своем приложении, все должно использоваться с определенной целью.
Если разработать правильную стратегию и найти опытную команду разработчиков, тогда у продукта будут все шансы стать популярным.
Если вам хотелось бы найти ответ на вопрос, как геймификация помогает развитию бизнеса и обучения, вы всегда можете обратиться в ИТРУМ. Мы с 2017 года помогаем специалистам выстраивать правильную коммуникацию с пользователями.