Найти в Дзене
11 ЭКЮ

Общество во времена Российской Империи

Часто встречаю людей, которые ностальгируют по временам Российской империи, мол, в те годы было всё упорядоченно. Каждый знал свое место, никуда не лез, исполнял свой долг во имя страны и доброго батюшки-государя. Далее следует непереводимая игра слов, состоящая из елея и псевдовысокого слога по поводу царя (любого).

Григорио Гульельми. Апофеоз царствования Екатерины II
Григорио Гульельми. Апофеоз царствования Екатерины II

Что ж. Возможно мы чего-то не понимаем. Но есть замечательные работы, которые подчеркивают особенности политической, социальной жизни той поры. Наших современников легко заподозрить в предвзятости. Но, граф Александр Воронцов в 1801 году, будучи уже умудренным опытом политиком, 60-ти лет, писал императору, что хоть со времен Петра, "весьма помышляемо было" о том, но Россия никогда так и не была прямо устроена.

В работе Н.Ф. Дубровина "Русская жизнь в начале XIX века", который жил как раз в годы Империи, приводятся замечательные сведения. В первую очередь, указано, что Россия состояла из отдельных сословий, не связанных между собою никак. Подчеркивается, что не было, ни общих интересов, ни общей жизни. Зато существовала вражда. Вражда не только между сословиями, но и внутри их.

Н. Неврев. «Торг». Один помещик продаёт другому крепостных
Н. Неврев. «Торг». Один помещик продаёт другому крепостных

А это не пустые забавы. В пример ситуация в Новгородской губернии. Там местная знать разбилась между собой на партии, между собой конфликтующие. При этом, каждая из них считает своим долгом строить козни губернатору. Вероятно, что тот, как представитель центральной власти вызывал острое неприятие у местных именитых фамилий. В общем, в 1860-х годах за семь лет там по этой причине сменилось восемь губернаторов. Сообщается, что ставленники Петербурга подвергаются такой клевете, что сами уезжают и в отставку просятся. Вряд ли такое положение дел шло на пользу региону.

Но началось то это не внезапно. А продолжалось и тянулось. Как раз один из новгородских губернаторов (а сначала витебский), Павел Сумароков, еще в 1826 году сообщал, что граждане одной державы, как будто два иноплеменных народа, ведут между собою беспрерывную брань.

Именитые люди из губерний в обход местного начальника сами отправлялись в Петербург в министерства и возвращались уже с подписанной бумагой, какой им надо. С разрешениями, какими требовалось. А губернатору оставалось только созерцать свою бесправность, ведь далеко не каждый чиновник может посоревноваться в знатности и даже политических связях с представителями древних родов.

К.Трутовский. Отдых помещика
К.Трутовский. Отдых помещика

Жил в Рязанской области такой помещик, по фамилии Кашкаров. Может даже не прямая ветвь от Рюрика, но тем не менее, он лично судил своих крестьян за уголовные преступления, как независимый владетель. Он лично их судил. Он лично их наказывал. Помогала ему в этом жена. Секли и за любую провинность. Как показало следствие, одного крестьянина они высекли 16 раз по 100 ударов в каждый. Стало об этом известно нам, так как информация просочилась, кто-то пожаловался, началось следствие. Но ведь и оно могло заглохнуть. Ведь Кашкаров пошел раздавать деньги, сумел даже отстранить от дела первых особо ръяных следователей. Но, видимо, уже сведения о его делах настолько разрослись, что деньгами погасить не смог. В итоге их "страшно" наказали - переселили в Тамбовскую область. Имение досталось по наследству их сыну. А он был им ровня. Продолжил творить то же самое, и вновь мы бы не узнали об этом, если б тот в пылу злости на свою супругу самовар с кипятком не опрокинул.

А сколько было имений, где в тесном мирке творились страшнейший произвол, как до отмены крепостного права, так и после его. Просто потому, что одна категория людей априори, по праву рождения была ваше другой.

Каждый помещик, каждый дворянин чувствовали себя царьками. И это не преувеличение. Князь Куракин, например, в Саратовской губернии у себя дома устроил подобие Двора. Был разработан церемониал. Ему прислуживали не только дворяне, но и отставные солдаты и офицеры. Когда князь соблаговолил куда-то направляться, то следовало ему светлейше ступать лишь в окружении свиты. Там были все: шталмейстер, церемониместер, капельмейстер, всех перечислять не будем. Но свита была серьезная. А впереди свиты обязательно должен был следовать отставной офицер высокого звания, приятной и внушительной внешности , вышагивая с палкой в руке. Исключительно так изволил передвигаться Куракин.

Продажа крепостных с аукциона. Клавдий Лебедев
Продажа крепостных с аукциона. Клавдий Лебедев

Ну и еще один пример. У графа Каменского была фаворитка с очень географической фамилией - Курилова. Для неё был разработан и создан огромный медальон с портретом графа. Носить его на груди - было почетнейшей наградой. Она удостаивалась этой чести, лишь когда граф был ею доволен. Тогда распоряжался выдать ей и повесить на грудь медальон. А когда Курилова допускала недовольство собою, и для этих случаев был медальон. На нем очень непочетно была изображена чья-то спина. Должна была носить. При этом, это были не просто их интимные игрища. Женщина с этими здоровенными медальонами должна была ходить в принципе, везде. Даже в церковь она приходила всем на потеху с этими отметками отношения к ней великородного покровителя.

Можно приводить множество примеров, но должно быть достаточно и этих для того, чтобы каждый для себя понял, что в периоды, когда на законодательном и ментальном уровне утверждается превосходство одних людей над другими, большинство обречено быть в положении подчиненных. При этом, подчиненных, у которых нет даже возможности занять положении выше. В лучшем случае тебя удостоят невиданной чести носить на груди портрет того, чей набор костей и мышц почему-то ценится несоизмеримо выше твоего.

Читайте также:

Какими были российские губернаторы в XIX веке
11 ЭКЮ
11 февраля 2020

Ставьте лайк, пишите комментарии - нам приятно. Подписывайтесь и делитесь с друзьями в соцсетях. Мы также ждём Вас на нашем канале в Telegram.