Эксперты посчитали, что в 2022 году было продано около 364 тысяч автомобилей с автоматическими коробками передач (сюда попадают и традиционные «автоматы», и роботизированные коробки и вариаторы). Это на 63% меньше по сравнению с 2021 годом. В общем объёме продаж таких машин теперь 60% (-10 п.п.).
В четвёртом квартале 2022 года статистика была ещё хуже: 72,7 тыс. машин, минус 69,5% относительно того же периода 2021 года. Доля — только 47,9%, на треть меньше, чем годом ранее. Вот какие модели в этот период продавались лучше других.
- В четвертом квартале 8 из 10 машин в группе лидеров — китайские модели. Ещё 2 кроссовера в топ-10 — Kia Sportage и Hyundai Santa Fe. Часть машин, вероятно, это остатки на складах дилеров, часть — привезённые по параллельному импорту.
- Из-за эффекта низкой базы и отсутствия конкурентов статистика продаж многих «китайцев» в 2022 году оказалась очень позитивной. Chery Tiggo 7 Pro увеличил аудиторию на треть, Haval Jolion — на 72%. За Geely Atlas Pro — рекордная динамика: плюс 260%, хотя кроссовер появился в России только в конце 2021 года.
- Продажи Haval F7, который достаточно давно представлен на рынке, упали на 40%. Chery Tiggo 4 стал жертвой внутренней конкуренции: часть аудитории предпочла свежий Tiggo 4 Pro, поэтому продажи «обычной» версии просели на треть.
- Автомобилей Lada с «автоматами» за год продано 8,4 тысячи штук (-74%). Основной спрос — на семейство Vesta (5,8 тыс. шт., -73%). Lada Granta купили 1,2 тысячи человек (-84%), Xray — 1,4 тысячи (-65%). Доля «автоматических» версий в общем объёме продаж компании упала вдвое, до 4,5%. И это понятно — производство таких трансмиссий пострадало из-за проблем с поставками комплектующих.
- Продажи автомобилей, производители которых приостановили или прекратили работу в России, сильно просели. В числе лидеров 2022 года удалось удержаться Kia Rio (20 тыс. шт., минус 74%), Hyundai Solaris (15,4 тыс. шт., минус 68%) и Creta (14,% тыс. шт., минус 74%), Volkswagen Polo (9,5 тыс. шт., минус 73%) и Toyota RAV4 (7,7 тыс. шт., минус 79%). Но места в топ-10 эти модели сохранили лишь за счёт высокого спроса в начале 2022 года, пока они не были в дефиците.
Всего же за год продано 687 370 новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей — на 58,8% меньше, чем по итогу 2021 года.
Ранее я рассказывал, какие модели китайских марок стали самыми популярными в России в 2022 году.
***
С уважением, Ваш независимый автоэксперт Дмитрий Демидов 🚗