Найти в Дзене
Детство с Олей

Ребенок не умеет говорить «нет»? Предложите ему убраться во всей квартире и разрешите отказаться!

И пообещайте, что отказ не повлечет никаких неприятных последствий. Вы увидите, что ребенок вполне умеет говорить «нет».

Почему же он не может отказывать друзьям?

Одна из основных причин, по которой и нашим детям, и нам сложно обозначать свои границы — страх отвержения. 

Переживания, что друзья обидятся, отвернутся, перестанут общаться или будут считать нас «плохими», если мы им откажем, обычно идут из детско-родительских отношений. Ребенок усваивает, что для сохранения отношений нужно подстраиваться, когда его наказывают за проявление собственного «я», подавляют или поощряют только то поведение, что соответствует их ожиданиям.

Несоответствие ожиданий других людей нашим интересам, нашей позиции и нашим ценностям — неизбежная часть жизни. Если мы не научены обозначать границы, мы делаем следующее:

- обесцениваем свои чувства: «а мне не так уж и сложно, сделаю»

- убегаем от ответа: «извини, закрутился и не ответил, уже не актуально?»

- находим отмазки: «горло заболело» вместо «ушел, потому что не нравилось»

- избыточно оправдываемся, извиняемся и предлагаем чрезмерные компенсации

- используем смягчения, смайлики, уменьшительные суффиксы при отказе

- грызем себя чувством вины или злимся

Как же научить ребенка говорить «нет»?

1. Простые шаги для родителей:

- примите, что ребенок – отдельная личность с его интересами, вкусами, мнением и выбором;

- уважайте выбор ребенка всегда;

- спрашивайте разрешения, прежде чем брать его вещи, заходить в комнату;

- в беседе различайте просьбу и требование, просьба предполагает возможность отказаться;

- подключайте ребенка к решению важных семейных вопросов.

2. Простые шаги для работы с ребенком:

- научите делать паузу, прежде чем отвечать;

- потренируйте конкретные техники отказа, — от простого «нет, спасибо» до более сложного «мне страшно говорить нет, но я должен отказаться, потому что… »

- обсудите опасности общения в компании, в компании всегда сложнее отказать;

- составьте список личных принципов – такой кодекс личных границ, на который можно опираться в общении (со мной можно, со мной недопустимо, с другими я могу, с другими нельзя и т.п., мы составляем с детьми такой кодекс на одном из уроков в курсе «Дружба. Конфликты. Травля»)

И конечно, поддерживайте ребенка.

В моем блоге много публикаций о личных границах детей и о здоровых коммуникациях.