Парадокс истории заключается в том, что в 1018-м году Болеслав Храбрый разбил и унизил Ярослава, а в 1030-м году русский князь помогает детям этого самого польского короля. Но самое важное, что в 1041-м году Ярослав спас Польшу от исчезновения.
После того как умер Болеслав Храбрый в Польше случился раздрай. Три сына польского короля не смогли поделить власть. Начался мятеж. Безприм – один из сыновей Болеслава, которого тот намечал в монахи, передумал и вместе с другим братом Оттоном убежал к Ярославу под крыло.
В 1028-м году Мешко Второй напал на Чехию и Саксонию, и по словам хроники: «после ухода войск Мешко трава перестала расти». Конрад Второй решил наказать Мешко, правда в этот раз успеха достигнуто не было. После этого император решил договориться, совместно с Ярославом атаковать Польшу с двух сторон.
Считается, что русские поддерживали связь с немцами через сестру Оттона Регелинду, которая была замужем за маркграфом Мейсена. Договаривающиеся стороны достигли консенсуса к 1030-му году. По этому поводу у меня возникла такая крамольная мысль. Ярослав видимо забыл, что надо забирать Червенские города, и если бы ему не напомнил об этом император, так бы, наверное, земли и остались у ляхов.
Ну да ладно, будем придерживаться официальной версии. Итак, Ярослав вспомнил, что пора возвращать русские земли Галичины. Так в 1030-м году им был возвращен сначала город Белз. В летописи сказано:
«Ярослав и Мстислав собрали воинов…, пошли на ляхов и заняли грады Червенские опять, и повоевали Ляхскую землю; и многих ляхов привели и разделили: Ярослав посадил своих по Роси;…»
После овладения Червенскими городами, поход в Польшу продолжился. Ярослав собирался посадить на престол Безприма вместо Мешко. В это время с запада на Польшу наступали войска германского императора.
Мешко сбежал в Чехию, а параллельно вел переговоры с лютичами-язычниками, что не было одобрено его ближними панами. Итак, Безприм сел на престол, но признал власть германского императора. Не странно ли , что новому польскому князю помогал Ярослав, а он признал суверенитет императора, а не русского князя.
Однако, власть Безприма была недолгой. Русское войско ушло в Русь, а нового князя Польши без поддержки Ярослава убили уже в 1032-м году свои же ближние люди, скорее всего по наущению его братьев Мешко или Оттона.
Польша разделилась на три части между такими князьями как: Мешко, Оттон и Дитрих – их двоюродный брат.
Мешко Второй дал присягу Священной Римской империи и поделился с ней землями полабских славян: Верхней и Нижней Лужицей. Королевство Польша, раздробившись на части, стала вассалом Германии.
Недолго прожил и Оттон, убитый также своими подчиненными. На следующий год Мешко постигла та же участь. Что-то было не так с престолом Польши, не могли сыновья Болеслава долго задержаться там. В общем, Польше приходил конец. Толком неизвестно кто там и правил то, потом. Возможно, князем был Болеслав Забытый. Его интересы вошли в противоречие с интересами крупных панов Польши.
Поморская Русь решила отложиться от Польши и расскреститься. Мазовия последовала примеру Поморья. Когда умер Болеслав, то ли в 1037, то ли в 1038-м году, точно неизвестно, но после этого началась крестьянская война против панов и духовенства:
«и бысть мятеж в земли Лядьске: вставше людье избиша епископы, и попы, и бояры своя, и бысть в них мятежь».
Единство Польши исчезло и скорее всего, пропало бы навеки.
Известно, что Рыкса Лотарингская, приняв опеку над малолетним Казимиром, решила установить в Польше немецкое управление. Переворот устроенный польской шляхтой, послужил причиной бегства вдовы Мешко.
Причиной гражданской войны в Польше был не столько тяжелый гнет знати над крестьянством, сколько религиозное ущемление прав народа. Они не так давно исповедовали веру своих богов, и не хотели подчиняться религиозным запретам христианской церкви. Это была религиозно-освободительная война. Так сказать последний шанс вырваться от немецкого обряда христианства и возвращения к своим Богам.
Костелы и монастыри уничтожались в Великой Польше и Силезии (Лужица). Поморье и Мазовия вышли из состава Польши. В них начали править оставшиеся еще представители из местных княжеских родов.
1038-й год ознаменовался взятием чехами столицы Великой Польши – Гнезно. Чехам хотелось взять реванш. Возможно, чехи помнили и о Кракове – первой столицей Белых хорват, на которую могла претендовать и Русь. Но этого не случилось, Бржетислав (Брячислав) чешский, довольствовался пленными и богатой добычей, а также Вроцлавом с Силезией.
Ярослав решил не вмешиваться в польские дела, хотя следовало. Христианское восстание в Польше подавляли совместные польско-германские силы. Казимиру пришлось рассчитаться с немцами своим суверенитетом.
Польше наступал конец и тогда поляки обратились к Ярославу Мудрому. Был заключен союз для борьбы с Моиславом Мазовецким, которого поддерживали поморяне и пруссы. В 1041-м году Ярослав на ладьях по Припяти и Бугу пошел на Мазовию с войском. Казимир женился на Добронеге, сестре Ярослава, получив за нее богатое приданное. 800 пленных русичей были освобождены из плена. Не понятно, что это за такой «выгодный» союз, если помимо помощи для спасения Польши, Ярославу пришлось еще давать богатое приданное за сестру.
Изяслав – сын Ярослава женился на сестре Казимира. Впрочем, эти союзы не дали ничего хорошего Руси, а только лишь Польше.
Польша формально отказалась от претензий на Червонную Русь. Изначально союз с Польшей был фикцией чистой воды и носил противоестественный характер. Уже в 1047-м году Ярослав это осознал и разорвал договорные отношения с ляхами.
Следует отметить, что если бы не поход Ярослава в Мазовию, то исчезновение ляхов из истории, было бы вопросом небольшого времени. Польша должна быть благодарна русским за то, что она существует на Земле.
Так Ярослав спас Польшу от исчезновения. Он был злым роком для Руси и спасителем польской государственности и латинской веры во вражеском государстве.