Сборы налоговых платежей в Алтайском крае по итогам 2022 года в абсолютном выражении оказались на 7,9 % выше, чем за 2021 год. Этот прирост не перекрывает инфляцию, которая по итогам года составила 12,1 %. Более того, в консолидированный бюджет субъекта поступило только на 6,7 % больше налогов, сборов и иных обязательных платежей, следует из исследования аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, построенного на основе данных ФНС.
Как следует из данных исследователей, в 2021 году начисление и поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему в Алтайском крае составило около 121,4 млрд рублей. В 2022 году сумма подросла до 131 млрд рублей, увеличившись таким образом на 7,9 %. При этом в консолидированный бюджет субъекта поступило 78,6 млрд рублей в 2021 году и 83,9 млрд рублей в 2022-м (на 6,7 % больше). В федеральный бюджет в свою очередь ушло 42,7 млрд рублей в 2021 году и 47,1 млрд рублей в 2022-м (примерно на 10,3 % больше).
Финансовые показатели становятся наглядными при подсчетах в реальном выражении, то есть с учетом инфляции, которая в Алтайском крае в 2022 году составила 12,1 % и 11,9 % по стране. Из приведенных исследователями данных можно подсчитать, что общие сборы в реальных значениях уменьшились на 5,1 % при использовании краевого индикатора роста цен и на 4,9 % при использовании данных по стране. Реальные поступления в консолидированный бюджет субъекта в таком представлении упали на 6,25 % (для подсчета использована инфляция для края), в бюджет федерации — на 2,8 % (использован показатель инфляции по РФ).
Добавим, что в целом консолидированный бюджет в Алтайском крае за 2022 год к 1 января 2023-го был исполнен по доходам в объеме 185,8 млрд рублей. Это на 7 % больше, чем исполнение бюджета 2021 года на ту же дату 2022-го, но не перекрывает инфляцию, то есть, в реальном выражении произошло снижение.
Отметим, что в некоторых регионах наблюдается снижение поступлений и в абсолютных значениях, что с учетом инфляции дает резкое падение в реальном выражении. Так, в Республике Алтай, которая и без того считается одним из наиболее зависимых от финансовой поддержки центра регионов, общие поступления уменьшились на 3,6 %, а с учетом инфляции падение будет двухзначным. Правда, региону удалось нарастить поступления в консолидированный бюджет с 7 млрд рублей до почти 7,9 млрд рублей, но в реальном выражении их объем почти не изменился.
Как подсчитала FinExpertiza, в целом налоговые сборы в консолидированный бюджет РФ в 2022 году увеличились к предыдущему году на 17,7 %, до 33,6 трлн рублей. Крупные поступления от нефтегазового сектора до введения ограничений на российский сырьевой экспорт позволили увеличить налоговые доходы государства сверх инфляции. Сборы налоговых платежей выросли в абсолютном большинстве регионов, существеннее всего в Иркутской области (+1,39 трлн рублей), Ямало-Ненецком автономном округе (+587,6 млрд рублей), Ханты-Мансийском автономном округе (+531,6 млрд рублей), Сахалинской области (+250,5 млрд рублей) и Подмосковье (+181,5 млрд рублей). Сокращение налоговых поступлений отмечалось лишь в каждом пятом субъекте. Наибольшее падение произошло в Калининградской области (-78,2 млрд рублей), Липецкой области (-69,1 млрд рублей), Белгородской области (-22,8 млрд рублей), Калужской области (-22,2 млрд рублей) и Мурманской области (-16,2 млрд рублей).
Расчеты основаны на статистике Федеральной налоговой службы по форме №1-НМ о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней. В общую сумму налоговых сборов включены все поступления, администрируемые налоговыми органами, за исключением страховых взносов во внебюджетные фонды. В налоговых поступлениях не учитывались администрируемые Федеральной таможенной службой ввозной НДС, уплачиваемый при импорте товаров на территорию РФ, а также доходы от внешнеэкономической деятельности в виде таможенных пошлин.
В целом, как описывается в исследовании, весной 2022 года на фоне рекордных цен на сырье, сохраняющегося спроса на российские энергоносители и слабого рубля казна с избытком пополнялась налогами со стороны нефтегазового сектора, демонстрировавшего огромные прибыли. Однако затем спрос на российские нефть и газ стал сокращаться, а рубль укрепился, в результате налоговая база начала уменьшаться. Превышение налоговых доходов над уровнем 2021 года с каждым новым месяцем планомерно снижалось. Так, если к концу первого квартала налоговые сборы накопленным итогом превосходили прошлогодние примерно на 39 %, то к концу второго - уже на 32 %, к концу третьего - только на 20 %.