«Близок локоть – а не укусишь»
(с) Народная мудрость
Поговорим сегодня об инфляции. Инфляция, как вы не раз от меня слышали, на мой взгляд, единственный важный соперник для инвестора, единственный, с кем стоит соревноваться своими результатами инвестирования – все остальные соперники это уже пустая суета ))
Напомню, что взгляды на инфляцию в стране в 2023 году у меня сильно расходятся с правительством. На взгляд правительства инфляция будет уменьшаться и придет к цифре порядка 5% по году.
Мне же кажется, что совокупность факторов – огромные прямые и косвенные затраты на СВО, действия экономических санкций, отток трудоспособного населения как в связи с мобилизацией так и в связи с бегством за рубеж от мобилизации – все это будет толкать инфляцию вверх и как минимум не даст ей спуститься с нынешних 12%, а скорее разгонит еще выше.
Нефтяной фактор рассмотрим отдельно и чуть подробнее – его влияние на экономику России вообще является краеугольным фактором.
Пока же заметим интересный факт – с правительством РФ мои взгляды на инфляцию и ее перспективы в России разошлись, а вот с Центральным Банком… совпали.
Все мы с увлечением следили за последним заседанием совета директоров Центробанка в минувшую пятницу. Аналитики предсказывали, что Центробанк оставит ключевую ставку без изменений на уровне 7,5%, однако мы так же слышали в кулуарах о беспрецедентном давлении на центробанк со стороны правительства с целью ставку понизить.
Правительство требует понизить ставку исходя из своих взглядов на жизнь, где ему тяжело заимствовать при таких ставках. А Центробанк не только не пошел на поводу у правительства, но и всей своей риторикой подчеркнул, что в ближайшее время вполне возможно ужесточение денежно кредитной политики. То есть не понижение, а совсем наоборот – ПОВЫШЕНИЕ ключевой ставки.
Ожидать инфляцию в 5% при ключевой ставке в 8% и выше – сами понимаете, не самое логичное дело.
Да, можно возразить, что подъем ключевой ставки до 8% или даже выше может стать временной мерой – как стала временной мерой ставка в 20% в прошлом году. Согласен с таким доводом. Однако в ответ скажу вам, что год – не резиновый. И если значительная часть года пройдет со ставкой 7,5-8% (а то и выше – кто знает?), то ожидать, что годовая инфляция будет 5% становится все сложнее и сложнее.
Правительство совершенно точно сталкивается с серьезными экономическими проблемами и ищет пути их решения. Порой – нестандартные. Вон, Белоусов даже предложил бизнесу «добровольно скинуться» из сверхдоходов. Правда, отклика такая инициатива правительства, как вы знаете не нашла.
Резкие действия и заявления правительства весьма вероятно будут нарастать в связи с дефицитом госбюджета, который побил все рекорды в январе, составив 1,76 триллиона рублей (за месяц, всего лишь за месяц, я повторю). Тогда как на весь предстоящий год дефицит бюджета был заложен всего лишь в два раза больше.
Поскольку в первую очередь этот дефицит бюджета был обусловлен падением нефтяных доходов – давайте к теме нефти и перейдем.
Стало совершенно очевидно, что потолок цен на нефть (который наше правительство грозилось даже не заметить) сработал весьма болезненно. Цены на российскую нефть упали драматично и самое главное, что параллельно с падением цены происходит и падение объема поставок.
Даже поверх всей секретности, которой сейчас сопровождается статистика по углеводородным поставкам мы знаем, что правительством принято решение о сокращении добычи Россией нефти в марте на 500 тысяч баррелей в сутки.
Много это или мало? А давайте просто посчитаем. В соответствии с нефтяными ценами, установленными «потолком цен» (да, я знаю, что сейчас цены ниже, не принципиально) это 500 тысяч баррелей на 60 долларов в день. Это 30 миллионов долларов в день. По 70 рублей за доллар это 2,1 миллиарда рублей в день. Вот такой вот оборот мы добровольно теряем, чтобы успокоить рынок.
Хватит ли наших усилий, чтобы восстановить на рынке достойные цены?
Тут ситуация не совсем однозначна. США старается не допустить восстановления цен и вливает на рынок свою нефть из резервов. Однако глобально я бы все же не ставил на падение нефтяных цен в пол на краткосрочном горизонте.
И вот почему.
Генсек ОПЕК Хайсам аль-Гайс поделился долгосрочными прогнозами организации. По оценке экспертов, уже в 2023 миру потребуется почти 102 млн баррелей в сутки, что превысит допандемийный уровень. Спрос и дальше продолжит расти, достигнув 110 млн баррелей в сутки уже к 2025.
При этом мировая нефтедобывающая отрасль не готова к такому росту. Годы недофинансирования привели к тому, что для обеспечения стабильности на мировых энергетических рынках до 2045 потребуются инвестиции в добычу, транспортировку и переработку нефти в размере 12,1 триллионов долларов, то есть порядка 550 миллиардов долларов в год.
Сами понимаете – для США не очень перспективно пытаться «заткнуть» такой огромный спрос своими стратегическими резервами, поэтому цены на нефть, вероятнее всего, будут в мире вполне достойными.
Что это значит для России и нашей инфляции? Прежде всего — гарантию сохранения спроса на российские углеводороды в будущем и сохранение относительно высоких цен на нефть.
Однако, оглядываясь в 2022 год, мы видим, что при всех тем проинфляционных факторах, которые я перечислял (прямые и косвенные затраты на СВО, экономические санкции, потеря трудоспособного населения) мы получили 12% инфляции при самой благоприятной для нас конъюнктуре нефтяных цен. Полагаю, что таким же (более-менее) будет и 2023 год: нефтяные цены не упадут в пол, но затраты текущие у государства слишком велики и инфляционные факторы слишком сильны, чтобы ожидать инфляции ниже 10-12% в год.
При этом у всех инвесторов остаются интересные варианты. Те, кто верит в резкое снижение инфляции и снижение ключевой ставки могут закупать ОФЗ – с перспективой их роста на снижении ключевой ставки. Те же, кто верит в рост инфляции, может инвестировать в сохраняющие капитал от инфляции активы – золото, недвижимость, акции. У каждого свой путь, как стать настоящим миллионером ))