Найти тему
Реплика от скептика

Гранин, Д. Она и всё остальное. Отзыв на последний роман советского классика

Фотография автора
Фотография автора

Это последний роман Даниила Александровича Гранина, написанный им в возрасте 98 лет. Подзаголовок – «роман о любви и не только».

Главные герои романа – ленинградец Антон и немка Магда. Когда Антон, специалист по энергетике, был в командировке в Германии, ему в помощь дали переводчицу Магду. Между ними возникла симпатия, потом случился роман. Но роман не имел продолжения, поскольку призрак войны ещё слишком явственно стоял между молодыми людьми. Кстати, точное время действия романа автором не обозначено. Примерно по моим вычислениям вышло где-то конец 70-х.

Дело в том, что Магда родилась от насильственной связи немки и русского лейтенанта. Понятно, что такой ребёнок был в семье нежеланным, и, видимо, Магда ощущала это всю жизнь, можно сказать, впитала ненависть к русским с молоком матери. Но всё же, как мне кажется, не это стало главным во взаимоотношениях Магды и Антона. Любовь смогла бы преодолеть это препятствие, ведь прошло уже много времени после войны. Но Магда не хотела жить в СССР, хотя, когда она приехала в нашу страну, ей многое понравилось. Но понять русских людей, и в том числе Антона, она не хотела и не могла.

(«Магда не понимала, за что Антон любил советский строй, не понимала, что так любят неудачников со всеми из невзгодами, невезухой».

Проще всё, гораздо проще. Родина есть родина)
А Антон не видел себя в Германии, он не планировал менять страну. Видимо, всё же любовь между ними была не столь сильна.

Роман заканчивается ничем. Причём для Антона как в плане личном, так и в карьерном – он почему-то не захотел пойти на повышение, хотя именно его идея в плане альтернативных источников электроэнергии была принята. А Магда осуществила свою мечту – написала и издала книгу об архитекторе Шпеере.

Мне показалось, что как раз любовь в романе – только предлог для размышлений на темы, которые интересовали Гранина всегда. Главное в книге – не этот внешний сюжет взаимоотношений Антона и Магды, Антона и других женщин, а разговоры, размышления и рассуждения о гении и злодействе, о жизненных ценностях, о политзаключённых и использовании их труда в великих стройках коммунизма, о роли личности в истории, о взаимопонимании людей

(«Женщину украшает не ум, а заботливость», - сказал Антон. «Может, всё же культура», - сказала Аза. «Главное женское преимущество – доброта, - настаивал Антон. – Доброта и сострадание»).

Интересны моменты о реальных исторических личностях – архитекторе фашистской Германии, личном архитекторе Гитлера Альберте Шпеере, разработавшем генеральный план реконструкции Берлина, который должен был стать столицей нового мира в монументальном архитектурном стиле.

Заставляют задуматься и строки о физиках-атомщиках из Германии, США и СССР, работавших в годы войны над созданием атомной бомбы. Думали ли они над тем, что принесёт людям их изобретение или их просто захватил азарт научного творчества?

Конечно, не мог Гранин обойти и тему блокады Ленинграда. Герои романа спорят о том, правомерно ли было любыми средствами защищать город или всё же надо было вопреки амбициям спасать людей.

(«Магда спросила, почему Ленинград не капитулировал как прочие европейские города. Прага, Брюссель, Копенгаген – все оставались в целости, не было таких безумных потерь»)

Мне лично понравился момент о физиках и лириках. Антон сравнивает вклад в мировую культуру (в широком смысле этого слова) Стивена Хокинга и Бетховена. Музыку Бетховена человечество получило на века. Чёрные дыры – тоже существенное явление для понимания Вселенной. Но…

«…поняли – жить от этого не легче, не прибыло ни доброты, ни наслаждения».

Вообще, книга на роман, на мой взгляд, совершенно не тянет. Повесть, не более того. Есть в сюжете и нелогичности, и небрежности в диалогах. Вот, к примеру, читаешь длинный диалог героев, и вдруг где-то в середине обнаруживаешь, что герои поменялись взглядами, мнениями и репликами. А это просто оплошность автора и недосмотр редактора. Не могу восхититься и языком повествования – он довольно примитивен и в некоторых местах коряв.

В романе немало второстепенных героев, с которыми встречаются и беседуют Антон и Магда, но эти герои появляются и исчезают, не внося ничего в развитие сюжета.

Финал романа открытый, а я бы сказала, что в итоге получилась книга ни о чём. Затронуто много тем, но не раскрыта ни одна.

Этот материал был ранее размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/manuscripts/4032DBD929E7A38D.html

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!