Найти тему
Валерий Грачиков

Соня Долгорукова и 47 отчаянных мужчин

- Это грандиозно! Вы знаете, Ma cher, что княгиня Долгорукова сама поведет автомобиль, чтобы попытаться обойти 47 мужчин и завоевать кубок государя императора?! Представляете, ей предложили шоффэра, чтобы он подменял ее, если княгиня устанет. И все остальные участники согласились, потому что ОНА единственная дама в этом пробеге! Но она отказалась, заявив, что сама вполне справится со своим «Делоне Бельвилем», так же как и ее брат, молодой граф Алексей Бобринский со своим автомобилем. А шоффэр может ехать с ней в качестве пассажира.

Софья Долгорукова за рулем своего "Делоне Бельвиля"
Софья Долгорукова за рулем своего "Делоне Бельвиля"

Это было на самом деле грандиозно. Автопробег от Петербурга до Киева, а потом из Киева в Москву и назад в столицу. И не пять автомобилей, как в «Золотом теленке», а 41 машина. И просто автопробег, а соревнование с престижными призами. Ведь в качестве главного приза приготовили кубок от государя императора Николая II.

А кроме того кубки от великого князя Михаила Александровича, Сергея Михайловича, Кирилла Владимировича, Бориса Владимировича, Андрея Владимировича и великой княгини Марии Павловны.

Среди участников - цвет аристократии или богатые воротилы российского бизнеса. Ведь на дворе - 1910 год и автомобили - это роскошь, а не средство передвижения. Но к автопробегу огромное внимание у всей прессы и у публики, причем не только в России, а во всей европейской прессе, потому что это на самом деле грандиозное мероприятие, можно сказать мирового масштаба. В день старта пробега помахать на прощание ручкой собрался весь высший свет империи. На старте присутствовали великие княгини Мария Павловна, Елена Владимировна, Виктория Фёдоровна (жена Кирилла Владимировича), королева эллинов Ольга Константиновна, великие князья Кирилл Владимирович, Борис Владимирович и Дмитрий Павлович.

Публика перед стартом пробега. Перед вами слева направо великие княгини Елена Владимировна, Мария Павловна и Виктория Федоровна
Публика перед стартом пробега. Перед вами слева направо великие княгини Елена Владимировна, Мария Павловна и Виктория Федоровна

Командором пробега стал фанат автомобильного дела и флигель-адъютант Владимир Свечин, вице-командором миллионер Николай Карлович фон Мекк и так далее, и так далее. А еще в участники пробилась 23-летняя княгиня Софья Долгорукова, урожденная Бобринская – эмансипе, любительница математики, медицины и техники, барышня, не пугавшаяся ни холерных бараков, ни двигателей внутреннего сгорания.

За рулем - Николай фон Мекк
За рулем - Николай фон Мекк

В Москве, когда автопробег добрался до первопрестольной устраивается грандиозная встреча, а многие вообще поехали встречать героев, несущихся на своих машинах со страшной скоростью 40-60 километров в час, в Рославль, где завершался один из этапов.

В Рославле
В Рославле

Участники пробега на самом деле рисковали нешуточно. И потому что это состязание. И потому что автомобили тогда были не только дорогим и годным, но и рискованным развлечением. Командор пробега Свечин, например, улетел в кювет и сломал два ребра. Хорошо, что хоть цел остался.

Где-то под Рославлем
Где-то под Рославлем

Соня Долгорукова тоже попала в неприятность, так как в нее врезалась другая машина и пришлось ремонироваться. Из-за этого она не попала в призы, так как получила штрафные очки за поломки. Но ее машина стала одной из 32, дошедших до финиша, где публика закидала ее «Делоне Бельвиль» цветами.

А кто такая Соня Долгорукова и чем она еще прославилась, кроме участия в знаменитом автопробеге? Не была ли это ее единственная минута славы?

Нет, не была. Она бы не затерялась в принципе, потому что сложно затеряться, когда по папеньке ты графиня Бобринская, а значит, потомок Екатерины II, хоть и не по совсем законной линии. А по маменьке – внучка государственного секретаря Половцева, а следовательно, опять же сродни Романовым, так как Половцев был женат на внебрачной дочери великого князя Михаила Павловича.

То есть ей можно было просто красоваться в нарядах, вздыхать в салонах и вот это всё. Но Соня Долгорукова выбрала для себя активную жизнь, что, наверное, неудивительно, когда у тебя матушка – первая женщина-астроном в России.

На старте того автопробега Соня Долгорукова
На старте того автопробега Соня Долгорукова

Поэтому Соня:

✅Получила медицинское образование и ездила «на холеру».

✅Научилась водить и чинить автомобиль, чтобы стать одной из звезд первого автопробега на кубок Николая II

✅Узнав, что в Париже открылась школа летчиков и в нее готовы принимать женщин, отправилась во Францию, чтобы научиться летать и стала одной из первых женщин-пилотов в России. После Зверевой, Шаховской и Голанчиковой. Потом сдала еще и экзамены в России, причем дважды.

✅Когда началась война, настаивала, чтобы ее приняли в летный отряд. Получила категорический отказ, после чего надела платок сестры милосердия, так как женщинам разрешалось помогать мужчинам на фронте только так. В 1917 году Керенский разрешил ей летать, но совершила ли она хоть один реальный боевой вылет – точно неизвестно. Есть мнение, что несколько раз на разведку все-таки слетала.

✅С товарищами ей оказалось не по пути. Тем не менее, она два раза возвращалась в Советскую Россию – в 1919 году, чтобы разыскать дочь, с которой они потеряли связь в кутерьме революции и войны. Нашли друг друга уже потом, в эмиграции. И в 1921 году, чтобы вытащить из ЧК второго мужа Петра Волконского. Вытащила, перебрались в Париж.

✅В эмиграции не ныла о том, что все потеряно, а пошла, сдала на права в Париже и пошла работать таксистом. В 40 с лишком, ага. Между делом еще переводчиком подрабатывала. Второй муж, князь Волконский, нашел себя на ниве бухгалтерии, трудился счетоводом.

Кстати, при том, что с товарищами Софье Долгоруковой и ее семье оказалось не по пути, ее дочь, тоже Софья, прославилась как «красная княгиня», так как не стеснялась высказывать одобрение большевикам за их правильную международную политику. Софья Долгорукова-младшая помогала коммунистам, принимала участие в движении Сопротивления и даже угодила в немецкую тюрьму, но повезло – осталась жива.

Так что эмиграция была очень разной.

И даже те, кто стояли близ трона – тоже были разными.

Одни только проклинали большевиков и вспоминали «хруст французских булок».

А другие, как Софья Алексеевна Долгорукова, будучи родом из высшей аристократии, нашли себя в мире, изменившемся из-за развала великих империй. Хоть для этого и пришлось сесть за «баранку» парижского такси.

--------

Пожалуйста, не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.