Доминантой перекрестка улиц Некрасовской и Фрунзе служит возвышающийся над соседями угловой трехэтажный краснокирпичный особняк с эффектным белым декором.
Главный акцент объемно-пространственной композиции – скошенная угловая часть, оформленная с обеих сторон симметричными выступами-ризалитами, увенчанными высокими полуциркульными аттиковыми стенками с круглыми окнами-люкарнами. В уровне первого этажа в ризалитах располагаются высокие узкие полуциркульные ниши.
Угловые части уличных фасадов акцентированы глубокими пилонами с геометрическим декором в уровне второго и третьего этажей
Композицию фасадов уравновешивает сочетание широких трёхстворчатых лучковых окон первого рустованного этажа, отделённого карнизным поясом, узких бифориев второго этажа с дугообразными завершениями, объединённые лучковыми наличниками, и вертикальных окон третьего этажа с полуциркульными завершениями и наличниками с замковыми камнями. Дополнительный ритм фасаду задают пилястры на закругленных кронштейнах с узкими нишами-ширинками и высокими парными кронштейнами на месте капителей.
Авторство живописного особняка документального подтверждения не имеет. Однако специалисты дружно указывают на бесспорное сходство как декоративных деталей – наличников, пилонов, аттиковых стенок – так и приемов членения фасадов , пластики и «западного» облика со зданием Губернской типографии на пересечении ул Венцека и Галактионовской. Типография, как известно, выстроена по проекту Зельмана Клейнермана.
Если «вычислить» автора удалось, то с заказчиками и владельцами здания все обстоит гораздо интереснее. Раньше реестр ОКН называл особняк «Доходным домом сестер Степановых». С конца 1870-х годов угловое усадебное место действительно принадлежало жителю Самары по фамилии Степанов, но по одним данным он имел инициалы С.Я., служил чиновником, и этим сведения исчерпываются.
По другой версии, участком владел самарский купец Алексей Иванович Степанов. О нем данных так же немного , точнее – известно только то, что родился в 1850-м году и был женат на Татьяне Александровне из многочисленной семьи Маликовых. Но в пользу «купеческой» принадлежности усадьбы говорит тот факт, что у А.И. Степанова действительно были две дочери – Вера, родившаяся 6 октября 1871-го года и Пелагея – 8 сентября 1875-го.
Что касается строений – к концу 1880-х на усадебном месте стояли деревянный дом и каменная лавка по улице, флигель и изба во дворе. В 1902-м году налоговые ведомости отметили появление на усадьбе уже наследников Степанова двухэтажного «полукаменного» дома, верхний этаж которого занимали сами хозяева. Все остальные помещения сдавались в аренду.
Прошения на строительство и проектные чертежи трехэтажного здания не сохранились, но те же расчетные книги налога на недвижимость сообщают, что на рубеже 1908-1909 годов стоимость усадебной недвижимости резко возросла – что прямо указывает на время появления углового каменного особняка.
В это же время реклама во самарских газетах сообщила об открытии в нем гостиницы «Сарептские номера». Аналогичное название имела и гостиница на улице Дворянской, принадлежавшая семье самарского купца Юлиуса Теодора Конрада (в самарском варианте – Юлия Богдановича) Христензена. Основатель династии, датчанин по происхождению, уроженец немецкой колонии Сарепта под Царицыном, открыл в Самаре в ноябре 1860-го года первый «универмаг» - «Торговый дом Христензенъ», позже переименованный в «Сарептский магазин». После его кончины в 1904-м году хозяином магазина и тех самых «Сарептских номеров» стал третий сын Николай. Сопоставив даты с событиями, можно сделать вывод, что заказчиком «модернового» здания«гостиницы для своих», то есть немецких колонистов по проекту Зельмана Клейнермана являлся именно Николай Юльевич Христензен.
О нем, помимо коммерческой деятельности, известно, что был выпускником Самарского Реального училища и, вместе с Головкиным и Батюшковым, одним из создателей 15 октября 1894-го года Самарского общества велосипедистов.
После прихода большевиков Николай Христензен устроился на работу в одно из новых советских учреждений – но очень скоро, в октябре 1918-го года был расстрелян «как классово чуждый элемент». Реабилитирован Самарской облпрокуратурой 17 ноября 1997 года.
В бывшем здании гостиницы сейчас работает администрация Самарского района. Памятник, кстати, недавно получил новое уточнённое наименование – «Гостиница самарского купца 2-ой гильдии Н.Ю. Христензена «Сарептские номера».
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете