Найти в Дзене
Edulang

Можно ли научиться говорить на иностранном языке во взрослом возрасте?

Оглавление

Правда ли, что взрослые не могут выучить иностранный язык? Правда ли, что детям выучить иностранный язык легче, чем взрослым? На эти вопросы есть очень краткий ответ: «Нет!»

Новое исследование недавно взорвало СМИ. Заголовки — от BBC до Daily Mail и The Guardian — транслировали удручающую мысль, что после 10 лет невозможно свободно заговорить на иностранном языке. Все эти статьи резко исказили результаты исследования, а их месседж совершенно ошибочный.

И здесь внимание! Речь идет о людях, изучающих второй язык. Что такое «второй язык»? Это не тот английский, который изучается в школе. Если Вы переехали в Великобританию и будете там говорить на английском, только в этом случае он становится вторым языком. Другими словами, второй язык следует за родным и используется в повседневном общении. Иммигранты, приезжающие в страну, учат язык этой страны как второй язык.

Или еще одна ситуация. Я живу в Финляндии, но мой повседневный язык (на работе, в магазине, в банке) – английский. Т.е. покинув пределы своей квартиры, я живу на английском. Для меня это тоже второй язык. Пока иностранный язык не входит плотно в нашу жизнь, он остается иностранным языком.

Это разграничение важно для понимания контекста статьи. Т.е. в исследовании изучались люди, живущие в мире английского языка, ежедневно погруженные в его среду. Никто не говорит о людях, решивших освоить английский язык в силу какой-то своей мотивации.  Фактически люди, начавшие  учить английский после 20 лет, превзошли самых младших носителей языка.

Свободное владение

Фраза «свободное владение» даже не встречается в оригинальном исследовании, опубликованном в журнале Cognition. Для этого есть веская причина: свободное владение, или беглость, не интересовали авторов. Они исследовали влияние возраста на изучение иностранного языка. Свободное владение языком означает общение с относительной легкостью, то есть без нагрузки ни на говорящего, ни на слушателя. Президент Франции Эммануэль Макрон свободно говорит по-английски, несмотря на то, что не является носителем языка и может употреблять слово «delicious», когда имеет в виду «delightful».

Практически любой может свободно заговорить на любом языке в любом возрасте. Неправда даже то, что маленькие дети изучают языки быстрее, чем старшие дети или взрослые. Если предоставить разным возрастным группам одинаковое количество часов на иностранном языке, старшие неизменно добиваются большего успеха как вначале, так и в долгосрочной перспективе. Учащиеся любого возраста могут блестяще овладеть лексикой другого языка, включая идиомы или пословицы.

Критическое окно

Исследование показало, что при изучении второго языка у старших учащихся проблемы с усвоением грамматики. Так, например, в английском языке к большинству глаголов нужно добавлять букву «s» в третьем лице единственного числа: I go — He goes. Многие забывают об этом правиле даже несмотря на обширный словарный запас. Однако, если учить язык в более молодом возрасте, структуры, с которыми сражается старшее поколение, осваиваются легче. То же относится и к акценту — чем моложе учащиеся, тем более близкое к носителям языка произношение они вырабатывают.

Лингвисты по-прежнему расходятся во мнениях относительно того, в чем причина трудностей, с которыми сталкиваются взрослые при усвоении грамматики. Некоторые придерживаются гипотезы «критического окна». Они предполагают, что в нашем мозгу есть особый механизм, позволяющий изучать язык. Этот механизм «отключается» в период полового созревания — возраста, в котором большинство носителей овладевает родным языком.

Другие исследователи утверждают, что в проблемы взрослых учащихся не связаны с языком. Они предполагают, что это связано с изменением обстоятельств, происходящих по мере взросления. Например, выделяется меньше времени на обучение, снижается общая способность к обучению, ухудшается память.

Люди, начавшие изучать новый язык в более сознательном возрасте, осваивают его быстрее, чем дети

Исследование, проведенное учеными из Израиля, показало, что взрослые лучше понимают правила искусственного языка и применяют их к новым словам в лабораторных условиях. Ученые сравнили три отдельные группы: детей 8 лет, 12 лет и людей до 30 лет. Взрослые получили более высокие баллы, чем обе младшие группы, а 12-летние показали лучшие результаты, чем 8-летние дети.

Это совпало с результатами долгосрочного исследования почти 2000 каталоно-испанцев, изучающих английский язык: люди, начавшие изучать новый язык в сознательном возрасте, осваивают его быстрее, чем дети. Это объясняется тем, что взрослые уже довольно много знают о себе и мире и используют эти знания для обработки новой информации. Дети лучше всего учатся неявно: они слушают носителей языка и подражают им. Но для этого требуется проводить много времени с носителями языка.

В 2016 году Центр вопросов двуязычия подготовил для правительства Шотландии отчет об уроках китайского языка в начальных школах. Они обнаружили, что один час обучения в неделю не имеет существенного значения для пятилетних детей. Но даже всего дополнительные полчаса и присутствие носителя языка помогли детям усвоить элементы китайского языка, вызывающие сложности у взрослых. Например, тон.

Ранние годы важны для изучения родного языка

Нет сомнений, что ранние годы имеют решающее значение для изучения родного языка. Изучение брошенных или изолированных детей показало, что, если не выучить человеческую речь на раннем этапе, позже этот пробел не удастся восполнить. Но вот сюрприз: это ограничение не относится к изучению иностранного языка.

«Важно понимать, что возраст зависит от многих факторов, — говорит Даниела Тренкич, психолингвист из Йоркского университета. —  Жизнь детей полностью отличается от жизни взрослых. Поэтому, когда мы сравниваем языковые навыки детей и взрослых, мы не сравниваем подобное с подобным».

При переезде в другую страну дети учат язык намного быстрее, чем родители. Но они постоянно слышат его в школе, пока родители работают в одиночестве или избегают общения. Дети также испытывают большее чувство безотлагательности, поскольку овладение языком имеет решающее значение для их социального выживания: заводить друзей, быть принятым, адаптироваться. Их родители, с другой стороны, в основном общаются с людьми, которые их понимают, например, иммигранты-соотечественники.

Даже носители языка узнают одно новое слово в день

Исследование Массачусетского технологического института с участием почти 670 000 человек показало, овладевать английской грамматикой на уровне носителей языка лучше до 10 лет, после чего эта способность снижается. Однако исследование также показало, что со временем мы совершенствуемся в языках, в том числе в нашем собственном. Например, мы полностью овладеваем грамматикой родного языка только к 30 годам. Это дополняет предыдущее исследование, которое показывает, что даже носители языка до среднего возраста узнают на родном языке одно новое слово в день. В этом исследовании было проанализировано нечто очень конкретное — способность сойти за носителя языка с точки зрения грамматической точности. Так ли важно это для среднестатистического человека?

Профессор Тренкич родом из Сербии. Она научилась свободно говорить по-английски только после двадцати лет, когда переехала в Великобританию. Она все еще делает грамматические ошибки, особенно, когда устала или в стрессовой ситуации. «Тем не менее, несмотря на все это — и это очень важно — я могу делать удивительные вещи на английском, — пишет она. —  Мне нравятся величайшие литературные произведения, я могу создавать содержательные и последовательные тексты пригодного для публикации качества». При этом исследование Массачусетского технологического института классифицировала ее как носителя английского языка.

В испанском детском саду, где учителя поют «Cumpleanos feliz», а в книжном уголке представлен «Грюффало» на иврите, сама директор начала довольно поздно изучать новый язык. Кармен Рамперсад выросла в Румынии и по-настоящему овладела английским только тогда, когда переехала за границу, когда ей было 20 лет. В яслях ее дети изучали испанский язык.

Но, пожалуй, самым удивительным примером является ее муж. Родом из Тринидада, он выучил румынский, общаясь с ее семьей, проживающей недалеко от границы с Молдовой. «У него превосходный румынский, — говорит она. —  Он говорит с молдавским акцентом. Это потрясающе!»

Свободно заговорить на иностранном языке можно в любом возрасте, а небольшие недостатки в грамматике или акценте только добавят шарма.

Источник: https://inews.co.uk/news/education/foreign-language-fluency-153257

Вам будет интересно