Найти тему

Ещё две Моны Лизы - подлинники. Восклицание, или вопрос.

Загадка.
Загадка.

В 2013 году Цюрихский фонд Моны Лизы заявил о том, что Айзелуортская Мона Лиза (найденная в западной части Лондона - Айзелуорт) и есть та самая Джоконда, но более ранняя её версия. И, действительно, согласно свидетельству Вазари он написал молодую даму. Да ещё и с бровями, ресницами и алыми губами( в отличие от Луврского варианта). И эта картина не закончена, а луврская Мона Лиза полностью закончена и проработана до мельчайших деталей. Сравните сами.

Слева - Айзелуортская (1503 год), справа - Луврская Мона Лиза (1516-17 годы).
Слева - Айзелуортская (1503 год), справа - Луврская Мона Лиза (1516-17 годы).

И хотя Леонардо не успел закончить и не отдал заказ торговцу шёлком Франческо дель Джокондо портрет его юной жены. Известно, что общепризнанную Джоконду Леонардо сам привёз во Францию. Неоконченной. Значит, он продолжал её писать и закончил только перед своей смертью (1517 год), в 1516-17 годах. А более юную модель он не дописал, видимо из-за ряда причин: например, был занят экспериментом с фреской "Битвы при Ангиаре", или ему не заплатили (нет документальных свидетельств), или ему просто надоела работа над портретом. Ну, или модель из-за беременности (24-летняя Лиза носила второго ребёнка) не могла долго позировать.

В 1905 году были опубликованы дневники Де Беатиса, посетившего Леонардо за два года до его кончины во французской мастерской и описывавшего среди прочих и портрет флорентийской дамы. Из документа стало ясно, что этот портрет заказал Джулиано Медичи. Это подтверждает версию о двух разных портретах Джоконды, написанных с промежутком не менее, чем в 10 лет.

Но в подлинности авторства более ранней Джоконды есть много сомнений. Айзелуортская обнаружилась после пропажи в 1911 году оригинала из Лувра, что давало возможность фальсификатору неплохо нажиться. Тем более, что её оборотная сторона не сохранилась (переклеена). Но всё же радиоуглеродный анализ полотна (в Цюрихе) показал его истинный возраст (конец 15- начало 16 веков). Изучение состава красок, лака, деревянного подрамника и рамы дало те же результаты.

Ученики Леонардо копировали многие картины своего учителя. Порой они писали одновременно с мастером в одной и той же мастерской.

Мастерская Леонардо Да Винчи.
Мастерская Леонардо Да Винчи.

Так произошло, вероятно, и с ещё одной Джокондой, которая висит в музее Прадо (Мадрид, Испания).

Слева - Мона Лиза из Лувра, справа - из Прадо, картина очищена..
Слева - Мона Лиза из Лувра, справа - из Прадо, картина очищена..

Создаётся впечатление, что правая картина написана несколько с другой точки зрения, как будто художник стоял в более левой позиции. Долгое время некоторые исследователи считали это полотно авторской копией, пока его не очистили от старых загрязнений на слое лака. Картина стала резче, пропал эффект сфумато, краски избавились от желтизны, сама модель стала выглядеть моложе.

Значит ли это, что был ещё один художник? Сотрудники музея теперь считают "свою" Джоконду работой ученика из мастерской Леонардо Да Винчи.

Сколько же загадок ещё таит в себе эта небольшая картина? Ведь наука не стоит на месте, и, возможно, Лувр всё таки решится на очистку полотна.