Фотографии этого автопоезда, последние лет 10-20, периодически, попадались на различных интернет ресурсах, но информации о нём было крайне мало. Что за сдельный тягач такой на шасси ГАЗ-53? Какой модели полуприцеп? Кто выпускал? Сколько ему лет?.. Долгое время не было ответов на эту вереницу вопросов, что будоражило головы людей, не равнодушных к автомобильному транспорту и автомобильной истории.
Недавно, просматривая объявления о продаже автомобильной техники глаз зацепился за знакомые очертания этого автопоезда (https://truck.av.by/gaz/53/17673830). Да, это тот самый ГАЗ-53 с бортовым полуприцепом!!! Не долго думая набрали владельца, договорись о встречи. Вот что удалось выяснить:
Сам ГАЗ-53 1991 года выпуска и долгие 25 лет трудился вместе с нынешним владельцем, в АТЭК-5 (Автотранспортный экспедиционный комбинат) системы «БелМагистральАвтотранс», где и был собственными силами переделан в седельный тягач.
В 2017 (143 тыс. км назад) стандартный двигатель был заменен на V-образный восьмицилиндровый ЗМЗ 5244.10 мощностью 130 л.с., с максимальным крутящим моментом 314 Нм при 2250 мин-1. Помимо этого, поставили раздельный глушитель от выпускного коллектора, без общего промежуточного, были изменены шкивы, поршневые кольца двигателя, система отопления и произведен ряд других доработок. Что удивительно двигатель практически не ест масло — расход всего до 5 л на 30 тыс км. Расход топлива на круг с нагрузкой 5 тонн в одну сторону и порожним обратно 26 л/100 км уже АИ-92. Со слов владельца, при малых нагрузках можно вложиться и в 20-21 л/100 км. Это при заводской норме на бортовой ГАЗ-53 28 л/100 км.
Свободное место под капотом организовано с пользой — установлены дополнительные ящички для инструмента.
Коробка переключения передач 4-х ступенчатая, и, со слов владельца порой на трассе не хватает 5-ой передачи.
Так же стоят более длинные рессоры, что обеспечивает очень мягкий ход.
Кабина уже не родная, а «новая» и встала сюда лет 7-8 назад.
Полуприцеп модели ППБ 0405 (ПолуПрицеп Бортовой, грузоподъемность 4 т, длинна 5 м) 1984 года выпуска, изначально предназначался для перевозки кислородных баллонов. Выпускался по заказу системы «БелМагистральАвтотранс» на Бобруйском заводе АгроСельМаш. По словам владельца, построено таких полуприцепов было более сотни экземпляров. Только в одном АТЭК-5 в Минске трудилось около 30 экземпляров, но, к сожалению, дожил до наших дней только этот. Еще такие полуприцепы эксплуатировались в АТЭК №1 (г. Брест), №2 (г. Витебск), №3 (г. Гомель), №4 (г. Гродно), №6 (г. Могилев) и в Барановическом филиале.
Грузоподъемность полуприцепы 5 тонн, со слов владельца, он легко тянет 5,5-6 тонн, бывало и 8 тонн брал на борт. Длина кузова - 5,5 м.
Запасное колесо из-под днища полуприцепа владелец перенес на специальный кронштейн за кабину грузовика, благо места предостаточно.
В свое время эксплуатировали автопоезд с перегрузкой — грузили сразу по 88 баллонов с кислородом, от этого рама начала терять геометрию, и в конструкцию полуприцепа пришлось вносить изменения: поставили несколько дополнительных распорок, усиленные швеллеры, изменили крепление заднего моста к раме и др.
Седельно-сцепное устройство, кстати, применено от чехословацкой «Шкоды».
Задний мост полуприцепа был выточен из цельной болванки и был настолько тяжелый (около 1,5 тонн), что Львовский автопогрузчик его поднимал только на втором положении. Для облегчения конструкции владелец поставил заднюю балку от ГАЗ-53 без редуктора.
Нам удалось найти фотографию подобного автопоезда в оригинальном виде. Правда, рассмотренный в нашей статье полуприцеп изначлаьно был серого цвета.
Сегодня, редкий по нынешнем меркам автопоезд, всё ещё трудится в Минске, однако владелец его выставил на продажу.
Историческая справка:
Автопоезда на базе грузовых автомобилей ГАЗ были широко распространены в СССР в 1950-1980-е годы. Первые опыты по такому созданию автопоездов были ещё в 1930-е годы, когда «полуторки», (ГАЗ-АА и ММ), силами автохозяйств переделывали в седельные тягачи, а полуприцепы к ним также самостоятельно изготавливали автохозяйства. В послевоенные годы подобные опыты продолжились уже с ГАЗ-51. Горьковский автозавод начал серийное производство седельных тягачей с 1956 года с модели ГАЗ-51П, которая выпускалась до 1975 года. С 1977 года завод начал производство седельного тягача ГАЗ-52-06 уже на базе грузовика ГАЗ-52-04. Этим седельным тягачам предоставлялась номенклатура из полуприцепов различного назначения, как правило грузоподъемность 4-6 тонн. Сюда входили бортовые полуприцепы, контейнеровозы, таровозы, самосвалы, фургоны, полуприцепы для перевозки сыпучих грузов с выгрузкой снизу и др. Однако, кроме заводских седельников ГАЗ силами различных автокомбинатов, баз и их ремонтных зон обычные бортовые автомашины также переоборудовались в седельные тягачи. Причин тому было много:
Во-первых, нехватка заводских седельных тягачей, при широком количестве прицепного состава. Сами седельные тягачи на ГАЗе выпускали в относительно небольшом количестве.
Во-вторых, слабая мощность двигателей таких тягачей. Двигатель был стандартной бензиновой «шестёркой» в 70 л.с. у ГАЗ-51П и в 75 л.с. у ГАЗ-52-06. Поэтому нередко в седельники превращали куда более мощные ГАЗ-53А или 53-12 с их 115 лошадями. Кроме того, на «самодельные тягачи» создавалась и документация, а также отдельной шли седельно-сцепные устройства.
Выражаем благодарность владельцу за увлекательную беседу!!!!
Владимир Павловский. Фото Михаил Моторов и из календаря "БелМагистральАвтотранс".