Битва за Ленинград (10 июля 1941г. – 9 августа 1945г.) стала самой длительной в ходе Великой Отечественной войны. В ней приняли участие войска Северного, Северо-Западного, Ленинградского, Волховского, Карельского и 2-го Прибалтийского фронтов. А также Балтийский флот, Ладожская и Онежская военные флотилии. Важную роль в боях за Ленинград сыграли и военные железнодорожники. Об их подвигах, к сожалению, практически нет передач на ТВ. В этой статье, я расскажу о бронепоездах, принимавших участие в боях за Ленинград.
Инициатива создания бронепоездов под Ленинградом принадлежала морякам. Так как в Ленинграде находилась главная база Балтийского флота. В это же время из Прибалтики к Ленинграду смог прорваться бронепоезд, ранее принадлежащий латвийской армии. Бронепоезд принял участие в боях под Ригой и Таллинном, получив серьёзные повреждения, отступил к Ленинграду на ст. Лебяжье. Здесь состав поступил в распоряжение Ижорского сектора береговой обороны главной военно-морской базы Балтийского флота.
12 июля 1941г. по приказу коменданта береговой обороны ГВМБ БФ генерал-майора Григорьева, принимается решение о создании бронепоезда в составе бронепаровоза и четырёх двуосных бронеплатформ с зенитными и противотанковыми орудиями. Несмотря на то, что прибывший состав находился в плачевном состоянии, было решено его использовать. Так началась его «вторая жизнь».
Работами по формированию бронепоезда руководили начальник артиллерии Ижорского сектора майор Проскурин и начальник инженерной службы Зверев. Для вооружения бронепоезда со 2-го северного форта сняли две трёхорудийные батареи – 125 и 159 – укомплектованные 45-мм полуавтоматическими пушками. Также состав оснастили четырьмя пулемётами ДШК и двумя ДК, также шестнадцатью пулемётами «Максим» и тремя пулемётами ДП.
25 июля 1941г. бронепоезд был сформирован. Он состоял из бронепаровоза «Од» №431, двух платформ и четырех бронеплощадок. В начале августа, в состав добавили две четырёхосные платформы с установленными на них двумя 102-мм морскими пушками. Данному составу был присвоен номер 7.
С 15 августа 1941г. бронепоезд №7 перешел на штат военного времени, личный состав его составлял на тот момент 105 человек. В ходе первых же боёв выяснилось, что отсутствие броневых щитов на орудиях и пулемётах, при обстреле противником, приводит к потерям среди экипажа. 28 августа 1941г. бронепоезд был вынужден вернуться на Ижорский завод. К сентябрю 1941г. бронепоезд принимал участие в боях и отражении налётов вражеской авиации. В начале сентября он участвовал в артиллерийском обстреле рвущихся к побережью Финского залива немецких войск. После того как в середине сентября немцы вышли к побережью Финского залива, а 23 сентября заняли Петергоф, два восстановленных в Ижорском секторе бронепоезда оказались отрезаны вместе с войсками в районе Ораниенбаума. Немцы считали, что взяли здесь в кольцо большую группировку советских войск, называя весь район окружения «котлом». Однако советские войска и не планировали складывать оружие.
В январе 1942г. в состав бронепоезда включили платформу со 130-мм орудием Б-13, снятым с крейсера «Аврора». Затем были установлены две 76-мм пушки Лендера, а численность личного состава возросла до 153 человек.
3 февраля 1942г. бронепоезд №7 получил официальное название «Балтиец». С этого времени и до полного снятия блокады Ленинграда «Балтиец» будет сражаться на Ориенбаумском плацдарме. Данный бронепоезд совершил более сотни боевых выходов для нанесения ударов по противнику. «Балтиец» уничтожил около 5 тысяч единиц живой силы противника, а также 36 различных орудий, 69 блиндажей, 4 командных пункта и 4 переправы, 32 грузовых автомобиля с живой силой и боеприпасами, 2 танка, сбил 4 самолёта. Бронепоезд участвовал в боевых действиях до конца сентября 1944г, а 6 октября был расформирован.
Конечно это не единственный бронепоезд, участвовавший в боях за Ленинград. На ленинградском фронте были и другие бронепоезда: «За Родину!» - расформирован в один день с «Балтийцем»; «Народный мститель» - уничтожал врага в районах Пушкина, Александровки, Павловска; «Красногвардеец» - принадлежал войскам НКВД; «Сталинец-28» - в его задачу входила охрана эшелонов, первые боевые действия совершил в районе Невской Дубровки; «Стойкий» - огневые позиции бронепоезда находилась в районе станции Саперная-Понтонная и на Карельском перешейке. Нельзя не отметить бронепоезд С-32, который, как и вышеописанная «семёрка» получил одинаковое название «Балтиец». Второй «Балтиец», сражался в окружённом Ленинграде. Основным его отличием были броневагоны, оснащенные двумя башнями, снятыми с танков КВ-1.
К сожалению, несмотря на огромное количество информации о боевой технике Второй мировой войны, тема бронепоездов так и остаётся малоизвестной.
Ставьте «палец вверх», если понравилась статья.