Найти в Дзене
Белка Логопед

Как научить ребенка различать звуки С-Ш?

Учимся различать звуки С-Ш
Учимся различать звуки С-Ш

Ребенок путает звуки С-Ш, хотя умеет правильно их произносить. «Будь внимателен, не торопись, проговори медленнее!» Такие фразы в свой адрес слышит ребенок от родителей. Но крыШа по - прежнему остается крыСой, а иногда снова становится крыШой. А уШи время от времени превращаются в усы.

Причиной этой путаницы является недоразвитие речевого слуха. Ребенок с трудом различает похожие звуки и поэтому заменяет их в словах.

Первым делом нужно научить ребенка различать звуки С-Ш по отдельности. На слух в полной мере опираться не стоит, поэтому подключаем зрительную тактильную системы, чтобы сформировать четкий образ звука у ребенка в голове.

Как формируем?

1. Сравниваем звуки С-Ш на трех уровнях.

  • На уровне артикуляции.

Звук С – губы в улыбке, зубы вместе, язычок за нижними зубками. Дуем на язычок получается звук ССС. Голос не включаем (если включить голос, будет З)

Звук Ш – язык наверху, в форме чашечки. Боковые края языка касаются верхних зубов. Между зубами небольшая щелочка. Губы разомкнуты. Щеки не надуваем. Дуем на язычок, получается звук ШШШ ((если включить голос, будет Ж).

Показываем ребенку на себе, просим повторить за вами и делам это перед зеркалом.

Правильная артикуляция звука С (первый столбик) и  звука Ш (второй столбик). Картинку можно показать ребенку, и поэтапно перед зеркалом произнести звук.
Правильная артикуляция звука С (первый столбик) и звука Ш (второй столбик). Картинку можно показать ребенку, и поэтапно перед зеркалом произнести звук.
  • Тактильные ощущения.

Попросите ребенка громко произнести звук СССС. Поставьте руку около рта, ребенок почувствует «холодный ветерок».

А теперь произносим звук ШШШ. Ребенок чувствует «теплый ветерок».

Чувствуем, запоминаем, повторяем С – «холодный ветерок», Ш – «теплый ветерок».

  • Зрительные образы.

Рисуем символы звуков С и Ш. Для «холодного ветерка» (звук С) рисуем синий круг. А для «теплого ветерка» (звук Ш) – рисуем красный круг.

Также активно используем картинки-символы звуков С-Ш. Для С – это насос, который накачивает колесо С-С-С. Холодная водичка, которая бежит из крана С-С-С.

Для звука Ш – это змея Ш-Ш-Ш, или лопнувший шарик ШШШШ.

С - холодный ветерок. Ш - теплый ветерок, шипит змея
С - холодный ветерок. Ш - теплый ветерок, шипит змея

2. Повторять изолированно звуки С-Ш в форме игры.

Есть два варианта:

  • Первый вариант:

Игра «Подуй, как теплый-холодный ветерок»

Вы показываете ребенку синий круг (условное обозначение «холодного ветерка», звука С) а ребенок произносит ССС длительно.

Показываем ребенку красный круг (так мы обозначили «теплый ветерок», звук Ш), а ребенок длительно произносит звук ШШШШ.

Если ребенок ошибается, снова подставляйте ладонь к зубам во время произнесения звука и чувствуйте, холодный или теплый ветерок сейчас дует.

  • Второй вариант

Вы произносите звуки в хаотичном порядке.

С, Ш, С, С, Ш, С, Ш, Ш, и тд, ребенок на звук С поднимает «синий круг», на звук Ш – «красный круг». Потом смотрим, какой ветерок победил синий или красный..

Красный круг - символ звука Ш, синий круг - символ звука С.
Красный круг - символ звука Ш, синий круг - символ звука С.

3. После того, как ребенок безошибочно научился различать звуки С-Ш по отдельности, мы переходим к различению этих звуков в слогах. Об этом можете прочитать в след статье.

Не бойтесь проявлять фантазию и свое творчество в играх. Я показала всего лишь нерушимую структуру занятия. С удовольствием используйте пластилин синего-красного цвета, делайте тематические поделки змеи или лопнувшего шарика. Детям будет гораздо интереснее и результат придет быстрее, чего я вам искренне желаю.😊