Найти тему
EdForYou

Сложности выбора профиля в старшей школе. Как это сделать? На примере социально-экономического

Оглавление

В этом году я выпустила 11 класс социально-экономического профиля и повлияла на формирование учебного плана нового, который будет учиться уже при реализации ФГОС СОО (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Среднего Общего Образования). Расскажу подробно о профиле и поразмышляю о популярности социальных наук среди школьников.

Почему выбирают социально-экономический профиль?

(Вообще, любой профиль, на самом деле, замените только название предмета)

  • Часто ученики 9го класса выбирали социально-экономический класс, потому что там не будет сложной математики. А уж обществознание на профильном уровне? Это же легкотня. Некоторые ученики по этой причине пришли и в мой класс.
  • Честно скажем, есть в принципе такая проблема, что ученик и тем более родитель не знают, что делать после 9 класса и на всякий случай идут в 10, чтобы было два года ещё подумать. Такие тоже были. Или подвид - пришли за компанию с друзьями.
  • Конечно, всем бы учителям хотелось, чтобы профиль выбирали ученики сразу нацеленные на сдачу ЕГЭ с высокими баллами. Те, которые сдавали в 9 классе, увлекаются предметом, участвуют в олимпиадах, пишут исследовательские работы. Такое ядро класса - прекрасная возможность расти вместе.
  • Ну, и часть класса хорошие ученики, не нашедшие свой профиль. Близкие гуманитарии, которым не набралось целого класса, а сделать половине класса другой профиль невозможно из-за ресурсов школы. И уходить не хочется. Из-за учителей, прежде всего. Да и удобно же, в своей-то школе!

Что такое социально-экономический профиль?

До начала реализации ФГОС СОО профиль этого направления мог иметь самые разные вариации. Основой являлось изучение предмета обществознания на профильном уровне, выделение в отдельные предметы экономики и права. В нашем случае была, например, ещё профильная география.

Слабым местом не так давно стал тот факт, что математика в таком классе была базовая. А вот ВУЗы после разделения математики на базу и профиль требуют именно второй вариант на специальности, связанные с обществознанием. Вот и получалось, что школьники, обучаясь в профильном классе не всегда получают все предметы на углубленном уровне, чтобы лучше подготовиться к сдаче экзамена. (Мы не будем тут поднимать вопрос, готовит ли и должна ли школа готовить к экзаменам для поступления в ВУЗ).

Исправили такую несостыковку. Новенький социально-экономический класс на углубленном уровне будет изучать математику, экономику и право. Почему не обществознание, спросите вы? Дело в том, что по ФГОСу обществознание изучается только на базовом уровне.

Вариантов предметов для изучения на углубленном уровне может быть много. Важно, конечно, чтобы и ученик, и родитель заранее знали о содержании учебного плана профильного класса.

Проблемы социальных наук. И вытекающие из этого сложности в их изучении

  • Сам предмет. Учебный предмет "обществознание" является составным из очень разных социальных наук. Смотрите сами: философия, немного антропологии, социология, отдельные вопросы социальной психологии, политология, экономика, правоведение. Нужно иметь большой кругозор и постоянно анализировать окружающую и новостную реальность, чтобы разбираться во всех них. И желательно не перепутать где факт для научного изучения, а где просто мнение.
  • Популярность в обществе. С одной стороны, направлений подготовки, на которые в ВУЗы надо сдавать обществознание, очень много и их количество растёт каждый год. С другой стороны, социальные науки сами по себе не очень популярны. Научпоп весь про физику или биологии, хороших публичных спикеров от мира социальных наук в разы меньше, чем от наук естественных. Поэтому многие ученики заранее считают предметы или легкими, или не научными, сразу отметая в себе желание их нормально изучать.
  • Наследие истории. Вышеописанная непопулярность вытекает из простого факта, что социальные науки у нас в стране были очень ушиблены советским периодом развития. Поэтому сейчас происходит их переформирование и утверждение своих позиций. И получается, что некоторые учителя по-старому смотрят на предмет преподавания. Особенно, если они сами учились в советской системе или ещё преподавали в те времена. Поэтому чрезвычайно важным становится, насколько учитель "в теме", развивается сам, учится актуально предметной составляющей, а не только общепедагогической.
  • Учитель. Не скажу, что в преподавании предметов социального цикла учитель важнее, чем в на других уроках. Но скорее тут его фигура ярче в привлечении внимания, любви и грамотному пониманию предмета. Если сразу не объяснить подводные камни социального познания, то можно много времени тратить на споры в духе “да с чего вы взяли, что это так и есть?”

Что делать? Советы про выбор профиля и не только

  • Выбирая профиль класса, вы делаете задел для выбора профессии. Так или иначе, предметы, изучаемые на углубленном уровне, имеют цель профориентирования. Так что школьнику придется полюбить социальные науки, выбрать профессию, связанную с людьми, стать адептом просвещения света знаний, в конце концов. Главное воспоминание моих учеников, например, стало понимание, что примерно всё вокруг можно объяснить с помощью социальных наук. И взять в пример на экзамен!
  • Понимать, что осознанность в выборе делает результат. Те, кто приходят в профильный класс подумать, за компанию, теряют время. Истории тех, кто отлично написал экзамены, это всегда работа за два года 10-11 класса. А как готовиться к физике, например, когда у тебя профильные право и экономика и требования от учителей, соответствующие? Есть случаи, когда это не мешает, а даже помогает. Об одном из таких расскажу завтра.
  • Иногда выбор делается в пользу учителя, классного руководителя. Такой случай тоже возможен. Тут нужно считать плюсы и минусы, риски и возможности. (Да, да, буквально проводить SWOT-анализ). Если вам важнее психологический комфорт в классе, который создает учитель, вы не хотите покидать эту школу, ученик обладает ресурсами для большого объема работы, то этот вариант для вас.

Приглашаю вас к диалогу. Выбирали когда-то профиль в школе? На что ориентировались? Полезны ли были наши советы? Возможно, вас взбудоражил какой-то из тезисов статьи? Пишите в комментариях!

P.S. Кстати, вы можете обратиться к нам по вопросам профориентации.