Об участии Румынии и Болгарии в войне на стороне СССР мы подробно писали на канале в статьях "Королевство короля-комсомольца" и "Братушки и прочие славяне". Соответствующие события происходили в 1944 году - в Румынии с 23 августа 1944, в Болгарии 8-9 сентября 1944. Позже румынские и болгарские войска сражались с немцами и венграми не только за освобождение своих стран, но и на территории Германии, Австрии, Чехословакии и Венгрии вместе с соединениями Красной Армии.
Являясь политическим противником коммунистического правительства, король Румынии Михай являлся еще и кавалером Ордена Победы под номером 16. И свободно уехал в эмиграцию, подписав в 1947 году манифест об отречении - советское руководство высоко оценило вклад короля, да и российское его не забыло - Михай прибыл в Москву в 2010 году на Парад Победы, будучи единственным живым на тот момент главнокомандующим вооруженными силами страны-участницы Второй мировой войны.
Мотивы коллективного, так сказать, в масштабе государства перехода на нашу сторону очевидны - для Румынии это сохранение собственной государственности и спасение собственной территории от заслуженного вообще-то возмездия. Болгария и вовсе войну СССР не объявляла, прорусские настроения там были всегда в той или иной мере, а войска Красной Армии на границе и пример румын послужили наилучшими стимулами.
Румынские "Штуки" и штурмовики Hs 129 немецкого же производства, сменив опознавательные знаки с крестов на трехцветные кокарды, начали наносить удары по немецким войскам, Румынские "Штурмгешютцы", болгарские "четверки", бывшие французские модернизированные "Рено" и прочая бронетехника этих стран пошли в бой вместе с советскими Т-34 и однозначно свой вклад в Победу внесли - их не берегли, в тылу не держали, также как и пехотные части.
Впрочем, военнослужащие этих стран переходили на нашу сторону и раньше. Румыны - непосредственно, а болгары - в партизанские отряды на своей территории, в Югославии и Греции, также создавая немцам дополнительные проблемы.
После оккупации Польши и Чехии часть территорий этих стран была отнесена собственно к Рейху, соответственно, проживающее там население стало считаться гражданами Рейха и подлежало призыву. Таким образом, в Вермахт попало большое количество чехов и поляков, словаки (союзники Германии) присутствовали на Восточном фронте в составе собственных соединений и частей.
По архивам хорошо прослеживается период, когда ощутивший явный недостаток человеческих ресурсов Третий Рейх погнал на фронт своих новых граждан - это 1942 год, время окончательного и очевидного краха "Блицкрига". Ниже выдержки из опросников перебежчиков-поляков.
Опросный лист перебежчика Франца Оссовского, перешедшего на нашу сторону 17.12.42 года. Родился в Польском Поморье в 1921 году, в армию призван в марте 1942 года, служил в 11-й роте 479-го ПП 258-й ПД.
Изначально Оссовский был зачислен в транспортную колонну, в 11-ю роту переведен 24 ноября, а уже 17 декабря перебежал к нам.
Всего в опроснике 9 страниц и он содержит много интересных данных о вооружении немецких частей, организации тыла и снабжения войск и пр. Например упоминаются французские пулеметы на вооружении, расформирование пулеметного батальона для пополнения сильно поредевшего личного состава пехотных полков и перевод 15 мобилизованных поляков из тыловых подразделений в боевые по тем же причинам. Мы приведем здесь увеличенный фрагмент фотокопии опросника, касающийся отношения к местному населению:
Вся молодежь угнана на работу в Германию, жители из прифронтовых деревень выселены. Вот он, новый немецкий порядок.
О причинах своего перехода Оссовский сообщил, что "ненавидит немцев и не желает воевать за них, а, наоборот, хочет сражаться с ними за освобождение своей Родины." Перебежчик задумал побег еще на момент призыва и реализовал свой замысел вместе с товарищем, стоявшим на посту, как только представилась такая возможность.
Похожие заявления делали и другие поляки-перебежчики. Ниже фрагмент еще одного опросника. Перебежчик упоминает поляков, бельгийцев и французов в составе Вермахта, которые, как и он, не верят более в победу Германии. Звали его Казимир Шмельстер - рядовой 9-й роты 364 ПП, мобилизован 23.3.42, на фронте с 25.7.42, перешел на сторону Красной Армии 4.8.42.
Шмельстер отправился на советско-германский фронт в составе группы из 1500 новобранцев в конце мая 1942 года. В этой группе были немцы, бельгийцы. французы и поляки. Немцев сразу отправили в боевые части, а солдаты других национальностей некоторое время оставались в резерве.
Сообщил о наличии поляков в его роте (погибли на момент его перехода к нашим) и ефрейтор Юрек Райф, уроженец округа Сувалки, отошедшего после событий 1939 года к Восточной Пруссии. Этот перебежчик служил в 7-й роте 1-го ПП 1-й ПД, на сторону Красной Армии перешел 12.6.43. Вообще о пленных поляках упоминается часто в отчетных документах сборных пунктов военнопленных и в 1945 году - в смысле было их явно не мало и перебежчиками стали далеко не все.
С протоколом допроса ефрейтора Райфа можно ознакомиться по ссылке.
Ниже документ 1944 года - сопроводительная записка с перечислением фамилий перебежчиков - Франчишек Крещенский, Мариан Латек, Валентин Ядановский - явно не немцы.
Чехи начали активно "бегать" из немецкой армии в гражданской одежде ближе к концу войны. Видимо, советские военнослужащие смотрели на это излишне доброжелательно, т.к. в архивах встречаются грозные требования командиров дивизий и корпусов всех пленных "других национальностей" направлять в обязательном порядке в лагеря и не допускать их использования в качестве водителей, поваров и пр. в частях Красной Армии.
Ниже как раз такой документ 214 СД - отмечается случай "оставления в качестве механика по ремонту машин итальянца". Командир требует проверить, чтобы подобное не повторялось и всех пленных направлять в соответствующие лагеря.
Можно предположить, что итальянец вызвался на такую работу добровольно и тоже "ненавидел немцев".
На фото ниже сопроводительный документ (рапорт) - направляется в разведотдел перебежчик-чехословак.
В завершении статьи протокол допроса перебежчика Иванички Яна, словака по национальности, перешедшего на нашу сторону 28.3.45.
В третьей части статьи мы расскажем о перебежчиках из числа военнослужащих верного союзника Германии Венгрии и добровольцев - испанцев из "Голубой дивизии" и солдат соединений СС.