Итак, я рассказала о том, что диктанты помогли определить и начать решать проблему с фонематическим слухом у сына.
Что в итоге привело к появлению речи.
И предполагаю, что кто-то захочет попробовать этот, на первый взгляд, простой метод.
Ведь нет ничего сложного.
Усаживай ребёнка и диктуй. Всё.
Но это не совсем так.
У нас было два этапа. Первый, в самом начале, когда мы писали примитивные ответы на вопрос. Типа, как тебя зовут, и где ты живёшь. Тогда не было никакой организации и работы. Сын отлично понимал, что и зачем он делает.
А потом, начался второй этап. Мы начали писать обычные диктанты.
И вот тут множество нюансов.
А точнее, алгоритм действий.
1. В связи с тем, что для сына важно знать окончание работы, я сразу взяла одну страницу. Так как страница тетради очень маленькая, а на две страницы, я знала, он будет реагировать плохо. Переходя ко второй, начнёт обсуждать варианты отступления. Типа, это очень много. Поэтому сразу — одна. Начали мы с крупной линейки. Постепенно я её уменьшала. Это важно.
2. Так как линейка у нас специальная, это позволило написать все первые буквы слов. Для чего? Всё та же проблема с отношением сына к предстоящей работе. Ему критично знать, сколько именно работы он должен выполнить. А так же для того, чтобы он понял, что такое -следующее слово-, потому что и это понятие вызывало проблемы. Он запросто мог писать всё слитно. В таком формате мы написали тридцать диктантов.
3. Следующим этапом было — убрать начальные буквы всех слов, кроме начала предложения. И ещё шестьдесят дней мы писали таким образом.
4. Потом я убрала и первые буквы в предложении. При этом я оставила номера предложений. Когда он видит лист бумаги, он всё равно знает, сколько именно предложений ему надо написать.
5. Предстоит нам убрать номера в начале предложений.
6. И последний этап. Писать диктанты абзацами, а не с новой строчки каждое предложение.
Думаю, очевидно, что постепенно увеличивается количество предложений. Ключевой момент, постепенно. Ребёнок не должен этого замечать. Это из оперы медленного расширения благоприятной среды.
И только тогда работа над этим процессом — написанием диктанта — с технической точки зрения будет окончена.
Отступление: невооружённым глазом заметно, что писал он качественнее, когда у него были опорные буквы в начале каждого слова. Даже больше скажу, когда он просто списывает, он пишет ещё лучше.
Здесь, как мне кажется, срабатывает распределение внимания. Или я пишу диктант (слушаю, пытаюсь понять, что там за звук) или я пишу красиво, что тоже требует большой доли концентрации, так как на такой сетке всё пишется по правилам, которые сын знает. Но если начать обращать его внимание на то, как он пишет буквы настойчиво, то это очень усложняет его работу. Иногда я, конечно, корректирую. Но считаю, что в данном случае важнее слух.
Возвращаемся к диктантам.
Мы можем не дописать предложение, если закончилась строчка, а я не верно рассчитала, или сын начал писать так крупно, что не вместился.
Так же я могу сократить количество слов в предложении, если вижу, что сын на пределе возможностей.
Но никогда не сокращаю количество предложений. Сын должен знать, что он напишет всё, что заявлено. В противном случае, однажды не дописав предложение, он будет бороться за право сократить количество их очень долго и усердно, что сделает это и без того самое сложное занятие, ещё сложнее.
Есть ещё нюанс (самый главный), как диктовать ребёнку с таким слухом.
Если кто-то решил, что вот просто читать слова. Нет, увы, это не так.
Таким образом, если Вы сели с ребёнком и попытались написать диктант, а у Вас ничего не вышло, это не значит, что он или она не может писать под диктовку. Это значит, что процесс организован не верно. И надо понять, как организовать его правильно, опираясь на особенности своего ребёнка.
Я привела пример, как делаем это мы. Это не где-то подсмотренная методика, нет. Это алгоритм, который я лично создала, наблюдая за сыном, анализируя его способ постигать информацию.
Удачи и терпения вам!!!