Думаю, многие родители сталкиваются с тем, что детям надо подтянуть произношение, развить четкую и чистую речь перед школой. Вот и я решила позаниматься с дочкой артикуляционной гимнастикой. Больше всего нам запомнились три упражнения: легкие на первый взгляд, но мы их долго не могли повторить правильно и сильно смеялись, заплевали весь стол.
На самом деле эти техники работают очень хорошо - при правильном выполнении они могут решить многие проблемы: повысить подвижность языка и губ, улучшить произношение звука «Р». А ввиду того, что упражнения сами по себе очень забавные - ребенок занимается с удовольствием.
Первые дни мы выполняли артикуляционную гимнастику всей семьей, чтобы дочке было не скучно: высовывали язык, смешно надували щеки, слюни летели во все стороны и было очень весело. Сначала у нее плоховато получалось, но спустя несколько повторений она начала выполнять техники правильно и вскоре значительно улучшила свою речь.
Упражнение «Чашечка»
Раскрываем рот широко и высовываем язык максимально далеко. Затем загибаем язык по направлению к себе. Он при этом не должен касаться зубов.
Упражнение «Парус»
Делаем сначала все действия, перечисленные в первом упражнении, но теперь согнутый язык заводим за верхний ряд зубов. И начинаем дуть в нашу «чашечку», как будто раздуваем парус яхты.
Упражнение «Индюк»
Приоткрываем рот, высовываем и опускаем язык вниз, держим на нижней губе. Начинаем двигать языком передним краем вперед-назад по губе верхней, как будто поглаживаем ее.
Язык при этом широкий. Сначала делаем упражнение медленнее, затем быстрее, а в конце добавляем еще и звуки. В итоге у вас получается очень смешной звук, похожий на крик индюшки: «бл - бл - бл».
Правила выполнения упражнений
Чтобы гимнастика принесла нужный результат, надо придерживаться следующих правил:
- заниматься ежедневно по 10 минут;
- за один день делать упражнения не чаще 2-3 подходов;
- каждое упражнение выполнять по 3-5 раз в одном подходе;
- упражнение выполнять поставив перед ребенком зеркало, хорошо, если вначале ребенку показывают правильную технику выполнения родители, а он за ними выполняет.
А самое главное - надо превратить эти полезные занятия в интересную игру, тогда ребенок будет все делать с удовольствием. И конечно не забываем хвалить наших деток за их успехи!